Все новости
Сортировка:

Опубликовано Рубрики Новости

Признание физического лица недееспособным и установление над ним опеки

Каждый из нас может оказаться в различных жизненных ситуациях. Бывают случаи, когда, к сожалению, наши близкие находятся в нездоровом состоянии и нуждаются в полной опеке, что порождает соответствующие правовые последствия. Недеееспособное лицо не способно нести ответственность за свои действия и их последствия. Для установления опеки над таким лицом необходимо пройти специальную, установленную законодательством процедуру.

В целом процедуру признания лица недееспособным и назначения над ним опекуна можно разделить на несколько этапов:

  1. Обращение в суд с заявлением о признании лица недееспособным, установлении опеки и назначении опекуна. Особенности рассмотрения такой категории дел.
  2. Проведение судебно-психиатрической экспертизы.
  3. Рассмотрение заявления о назначении опекуном органом опеки и попечительства.
  4. Принятие судом решения по существу дела.

Далее расскажем более подробно о каждом из этапов.

Обращение в суд с заявлением о признании лица недееспособным, установлении опеки и назначении опекуна. Особенности рассмотрения такой категории дел.

Гражданский кодекс Украины устанавливает, что в нашей стране опеку над совершеннолетними физическими лицами устанавливает исключительно суд.

Заявление о признании лица недееспособным подается в суд по месту его проживания или по месту нахождения психиатрического учреждения, если лицо находится на лечении.

Такое заявление имеют право подавать:

  • близкие родственники;
  • члены семьи;
  • орган опеки и попечительства (соответствующая районная государственная администрация по месту проживания лица, в отношении которого решается вопрос о признании его недееспособным и назначении над ним опекуна);
  • психиатрическое учреждение.

Закон определяет, что физическое лицо может быть признано судом недееспособным, если оно вследствие хронического, стойкого психического расстройства не способно осознавать значение своих действий и (или) руководить ими.

Поэтому в заявлении о признании лица недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о хроническом, стойком психическом расстройстве, в результате которого лицо не способно осознавать значение своих действий и руководить ими. Например, доказательствами такого психического состояния могут быть справка о состоянии здоровья или выписка из истории болезни и т.д.

Дела о признании лица недееспособным, установлении опеки и назначении опекуна рассматриваются в порядке отдельного производства. При этом стоит обратить внимание на то, что такие дела рассматриваются судьей при обязательном участии двух присяжных, а также с участием:

  • заявителя;
  • представителя органа опеки и попечительства;
  • лица, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным (при необходимости).

Однако на практике суд довольно редко обязывает присутствовать лицо, в отношении которого решается вопрос о признании его недееспособным, если в материалах дела имеется достаточное количество документов, подтверждающих соответствующее состояние физического лица (справки, выписки из истории болезни и т.д.).

В отдельных случаях суд может вынести определение об участии лица в заседании в режиме видеоконференции из психиатрического учреждения, в котором оно находится.

Процедура признания физического лица недееспособным и установления опеки является сложным и многоэтапным процессом, требующим тщательного подхода и предоставления многочисленных доказательств. В связи с этим, для успешного прохождения всех этапов целесообразно обратиться за помощью к опытному адвокату, который сможет обеспечить профессиональное сопровождение и подготовку необходимых документов для подачи в суд.

Проведение судебно-психиатрической экспертизы

Суд, исследуя материалы дела, должен проверить, действительно ли физическое лицо подпадает под критерии для признания его недееспособным.

Для этого суд назначает судебно-психиатрическую экспертизу для подтверждения или опровержения наличия психического расстройства, приведшего к неспособности осознавать свои действия или руководить ими. На практике, как правило, такая экспертиза назначается по письменному ходатайству заявителя. На время проведения судебно-психиатрической экспертизы производство по делу приостанавливается.

Стоит отметить, что на практике время от приостановления производства до фактического получения заключения судебно-психиатрической экспертизы может занять довольно продолжительное время (до шести месяцев!), учитывая, что суд направляет материалы дела в учреждения, которые фактически проводят судебно-психиатрическую экспертизу (судебно-психиатрические учреждения Министерства здравоохранения Украины), а те, в свою очередь, могут затребовать дополнительные материалы, необходимые для проведения такой экспертизы. Учитывая, что все эти документы (запросы/заявления экспертных учреждений, медицинские документы от учреждений здравоохранения и т.д.) запрашиваются и направляются судом на основании соответствующих запросов экспертных учреждений, время на проведение судебно-психиатрической экспертизы, к сожалению, иногда очень затягивается.

Для предоставления заключения о подтверждении или опровержении наличия психического расстройства эксперт проводит осмотр лица, над которым будет устанавливаться опека, на предмет того, действительно ли последнее имеет психическое нарушение, в результате которого не способно осознавать значение своих действий и/или руководить ими.

По результатам проведенной судебно-психиатрической экспертизы эксперт готовит письменное заключение, в котором дает четкие ответы на поставленные ему вопросы судом относительно психического состояния физического лица, в отношении которого решается вопрос о признании его недееспособным и необходимости установления над ним опеки. Такое заключение направляется в суд.

Рассмотрение заявления о назначении опекуном органом опеки и попечительства

Итак, после поступления в суд заключения судебно-психиатрической экспертизы стоит позаботиться о подаче в органы опеки и попечительства заявления и других документов, необходимых для назначения заявителя опекуном. Ведь именно эти документы станут основой для принятия положительного решения органом опеки и попечительства и вынесения им представления о назначении заявителя опекуном.

Опекуны назначаются преимущественно из лиц, которые находятся в семейных, родственных отношениях с подопечным, с учетом личных отношений между ними, возможности лица выполнять обязанности опекуна. Также может быть назначен один или несколько опекунов.

Опекунами не могут быть лица, которые:

  • не достигли 18 лет;
  • признаны недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • находятся на учете или лечатся в психоневрологических и наркологических учреждениях;
  • ранее были опекунами и по их вине опека была прекращена;
  • лишены родительских прав;
  • интересы которых противоречат интересам лиц, подлежащих опеке;
  • осуждены за совершение тяжкого преступления.

При рассмотрении заявления будущий опекун должен принять участие в заседании опекунского совета. Орган опеки и попечительства по результатам заседания опекунского совета должен направить в суд представление о возможности или невозможности назначения лица опекуном.

Без представления органа опеки и попечительства о назначении опекуна суды не принимают решения по существу дела о признании лица недееспособным и назначении над ним опекуна, то есть суд обязательно должен дождаться получения именно этого документа (представления), который в совокупности с другими документами по делу (в частности, заключением судебно-психиатрической экспертизы) будет основанием для вынесения соответствующего решения судом.

Принятие судом решения по существу дела

Таким образом, суд, имея в материалах дела представление от органов опеки и попечительства, заключение судебно-психиатрической экспертизы, приступает к рассмотрению дела по существу. Во время такого судебного разбирательства заслушивается заявитель (будущий опекун), а также его представитель (адвокат) (при наличии), после чего суд принимает окончательное решение.

В случае положительного судебного решения лицо, в отношении которого решался вопрос о признании его недееспособным, признается недееспособным и над ним назначается опекун (заявитель по делу).

Решение суда после вступления его в законную силу направляется судом органу опеки и попечительства (где опекуну выдают удостоверение опекуна), органам ведения Государственного реестра избирателей по месту проживания физического лица.

Лицо считается недееспособным с момента вступления в законную силу решения суда.

Срок действия решения о признании физического лица недееспособным и назначении над ним опекуна составляет два года со следующего дня после дня вступления его в законную силу.

Если от времени возникновения недееспособности зависит признание недействительным брака, договора или иной сделки, суд с учетом заключения судебно-психиатрической экспертизы и других доказательств относительно психического состояния лица может определить в своем решении день, с которого оно признается недееспособным.

Какие же последствия признания физического лица недееспособным?

  • над недееспособным физическим лицом устанавливается опека;
  • недееспособное физическое лицо не имеет права совершать какие-либо сделки;
  • сделки от имени недееспособного физического лица и в его интересах совершает его опекун;
  • ответственность за вред, причиненный недееспособным физическим лицом, несет его опекун.

Опекун является законным представителем физического лица, признанного недееспособным. Законом установлены четкие права и обязанности опекуна, в пределах которых он должен действовать.

Действия опекуна могут быть обжалованы заинтересованным лицом, в том числе родственниками подопечного, в орган опеки и попечительства или в суд.

Для более детальной консультации вы можете обратиться за консультацией к юристам и адвокатам Юридической компании «Первая юридическая», заполнив форму заявки на нашем сайте или просто позвонив нам по телефону: +38 (044) 35-35-164, +38 (067) 306-89-89, +38 (063) 45-85-448, +38 (099) 367-89-89.

Опубликовано Рубрики Новости

Оформление наследства в Украине: Сроки принятия, необходимые документы и процедура

На сегодняшний день очень актуальны вопросы, касающиеся принятия наследства и процедуры его оформления. Перед гражданами встают вопросы: что им делать после смерти близкого человека? Куда бежать? Какие документы необходимо иметь при оформлении наследственных прав?

На указанные вопросы в сжатой форме предоставляем ответ в этой статье.

Оформление наследства

Оформление наследства в нашей стране относится исключительно к компетенции нотариусов. Разницы между государственными и частными нотариусами при оформлении наследства нет. Как те, так и другие могут выполнять это нотариальное действие.

При этом важно помнить, что оформление наследства имеет территориальные ограничения. Наследственное дело заводится только по последнему месту проживания умершего лица (по последнему зарегистрированному месту проживания). Если место проживания умершего лица неизвестно, то наследственное дело заводится по месту расположения наследуемого недвижимого имущества. При отсутствии недвижимого имущества оформление наследства осуществляется по месту нахождения основной части движимого имущества.

В настоящее время в Украине существует два вида наследования: по завещанию и по закону. Законодатель предоставляет привилегии наследованию по завещанию, поскольку воля собственника имущества и имущественных прав является его приоритетным правом.

Поэтому наследование по закону наступает лишь тогда, когда нет наследования по завещанию, то есть отсутствует завещание (распоряжение физического лица на случай смерти, сделанное в установленной законом форме и удостоверенное уполномоченными на то должностными лицами).

При наследовании по закону имущество переходит к указанным в законе наследникам в соответствии с установленной очередностью. Действующий Гражданский кодекс Украины предусматривает пять очередей наследования по закону. Каждая последующая очередь призывается к наследованию в случае отсутствия наследников предыдущей очереди, их отказа или непринятия наследства. Доли в наследстве каждого из наследников по закону равны.

Основаниями призвания к наследованию по закону могут быть брачные отношения, родственные или семейные связи, усыновление, нахождение на содержании наследодателя не менее пяти лет до его смерти.

Принятие наследства — это сложный процесс, который включает много юридических нюансов, поэтому для успешного его прохождения стоит обратиться за консультацией к юристам.

Сроки для принятия наследства

В соответствии с законодательством срок подачи заявления о принятии наследства составляет 6 месяцев с момента смерти наследодателя. Именно в этот срок нотариус может принимать заявления от всех потенциальных наследников, а выдавать свидетельства лишь после окончания указанных 6 месяцев.

Что делать, если срок для открытия наследства пропущен?

Для тех наследников, кто пропустил срок подачи заявления о принятии наследства, существует 2 исключения:

  • Лица, которые постоянно проживали (были зарегистрированы) вместе с наследодателем на момент открытия наследства, принимают наследство автоматически;
  • Малолетние, несовершеннолетние и недееспособные лица также принимают наследство автоматически.

Если лицо не относится к исключениям, указанным выше, то по письменному согласию наследников, принявших наследство, наследник, пропустивший срок для принятия наследства, может подать заявление о принятии наследства в нотариальную контору по месту открытия наследства. При отсутствии такого согласия по иску наследника, пропустившего срок для принятия наследства по уважительной причине, суд может определить ему дополнительный срок, достаточный для подачи им заявления о принятии наследства.

Отказ от наследства

В случае принятия наследства следует учитывать, что не допускается принятие наследства с условием или оговоркой. Так, нельзя принять лишь какую-то часть имущества, входящего в состав наследства, а от другой части отказаться вообще или принять ее под каким-либо условием. Наследник, принявший часть наследства, считается принявшим все наследство.

Стоит отметить, что при принятии наследства к наследнику переходят не только права наследодателя, но и обязанности. С учетом этого наследуется не только положительный баланс — наследственное имущество, но и отрицательный — все долги наследодателя. Поэтому, если вы выяснили, что долгов наследодателя больше, чем стоимость наследуемого имущества, то следует задуматься, стоит ли принимать такое наследство.

При этом следует учитывать такие нормы гражданского законодательства, как право на отказ от наследства. При нежелании принимать наследство любой наследник может подать заявление об отказе от принятия наследства. Для оформления отказа от наследства наследнику нужно подать нотариусу, который открыл наследственное дело, соответствующее по содержанию заявление. Но обращаем внимание, что такое заявление должно быть подано в определенный срок — до истечения полугодичного срока со дня смерти наследодателя.

Такой отказ от наследства может быть безадресным — то есть просто отказ и все, и адресным — в пользу другого наследника.

Наследник по завещанию имеет право отказаться от принятия наследства в пользу другого наследника по завещанию.

Наследник по закону имеет право отказаться от принятия наследства в пользу любого из наследников по закону, независимо от очереди.

Особенности оформления наследства в военное время

В связи с полномасштабным вторжением РФ в Украину ряд населенных пунктов разных областей нашего государства оказался под российской оккупацией. Из-за этого многие украинцы вынужденно столкнулись с вопросом наследования имущества, которое расположено на временно оккупированной территории Украины.

Для таких территорий предусмотрено исключение из общего правила.

По общему правилу местом открытия наследства является последнее место проживания наследодателя. Однако в случае, если последним местом проживания наследодателя является временно оккупированная территория, местом открытия наследства будет считаться место подачи первого заявления. Подача заявления будет свидетельствовать о волеизъявлении относительно наследственного имущества, наследников, исполнителей завещания, лиц, заинтересованных в охране такого имущества, или требования кредиторов. На основании полученного первого заявления нотариус заводит наследственное дело, которое подлежит государственной регистрации в Наследственном реестре в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Таким образом, наследственное дело может быть открыто в любом населенном пункте на подконтрольной Украине территории.

На сегодня государственная регистрация факта смерти, имевшего место на временно оккупированной территории Украины, проводится органами государственной регистрации актов гражданского состояния на основании решения суда об установлении факта смерти на такой территории, вынесенного в порядке отдельного производства по упрощенной процедуре.

Новое законодательство устанавливает особенности относительно исчисления сроков при наследовании на время действия на территории Украины военного положения и в течение двух лет со дня его прекращения или отмены. По общему правилу для принятия наследства гражданским законодательством установлен срок в 6 месяцев, который исчисляется со дня смерти лица. Если смерть физического лица зарегистрирована позже чем через один месяц со дня смерти такого лица, сроки, определенные ГК Украины относительно наследования, исчисляются со дня государственной регистрации смерти наследодателя.

Если на территории Украины открылось наследство, право на которое имеет лицо, выехавшее за границу, такое лицо может обратиться в посольство/консульство Украины в государстве ее пребывания и засвидетельствовать свою подпись на заявлении о принятии наследства.

Если смерть гражданина была зарегистрирована на территории другого государства, нотариусу представляется соответствующий документ, выданный компетентными органами иностранного государства, который является действительным на территории Украины при условии его легализации, если иное не предусмотрено законом, международными договорами Украины.

Также засвидетельствовать заявление о принятии наследства возможно у нотариуса иностранной страны с последующим проставлением апостиля на таком документе.

Апостиль проставляется на официальных документах, которые используются на территории стран, подписавших Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов (Гаагскую конвенцию) от 05.10.1961 года. Далее такое заявление может быть отправлено средствами почтовой связи нотариусу на территории Украины, в результате чего будет открыто наследственное дело в общем порядке.

Необходимые документы для оформления наследства

Свидетельство о праве на наследство выдается наследникам после окончания срока для принятия наследства (то есть, по общему правилу, после истечения шести месяцев со дня смерти). При выдаче свидетельства о праве на наследство нотариус проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие оснований для призвания к наследованию по завещанию/закону наследников и состав наследственного имущества.

Для подтверждения указанных фактов нотариусом запрашиваются соответствующие документы.

В том или ином случае перечень документов является переменным, в зависимости от способов наследования, наследственных отношений и наследственной массы.

Приблизительно можно назвать следующие документы:

  • Свидетельство о смерти наследодателя;
  • Справка о причине смерти;
  • Справка о последнем месте регистрации наследодателя;
  • Справка о зарегистрированных вместе с наследодателем лицах;
  • Завещание (при наличии);
  • Паспорт и справка о присвоении налогового номера наследника;
  • Документы, подтверждающие родственные отношения (свидетельство о рождении, о браке, о смене фамилии и т.д.);
  • Правоустанавливающие документы на умершего (документы о праве собственности на недвижимость, договоры о вкладах в банковские учреждения, технический паспорт на автомобиль и т.д.).

Для более детальной консультации и особенностей принятия наследства и его оформления вы можете обратиться к адвокатам и юристам Юридической компании «Первая юридическая», заполнив форму заявки на нашем сайте или просто позвонив нам по телефону: +38 (044) 35-35-164, +38 (067) 306-89-89, +38 (063) 45-85-448, +38 (099) 367-89-89.

Опубликовано Рубрики Новости

Отзыв на исковое заявление: правовые аспекты и стратегия защиты интересов

Одним из важных аспектов при подготовке отзыва на исковое заявление, независимо от того, в рамках какого судопроизводства рассматривается дело, является своевременно и качественно подготовленные возражения против исковых требований с предоставлением суду доказательств, подтверждающих несогласие ответчика с исковыми требованиями.

Рассмотрим в нашей статье важные правовые аспекты, которые важно учитывать при подготовке и подаче отзыва на исковое заявление, а именно: сроки подачи отзыва; как исковая давность влияет на отказ в иске и как собрать доказательства, на которых основываются возражения ответчика, и порядок их направления в суд.

Сроки подачи отзыва

В соответствии с нормами, указанными в процессуальных кодексах, отзыв на исковое заявление подается в срок, установленный судом, который не может быть менее 15 (пятнадцати) дней со дня вручения определения суда об открытии производства по делу. Суд должен установить такой срок подачи отзыва, который позволит ответчику подготовить свои возражения и собрать необходимые доказательства, направить их истцу вместе с отзывом и с подтверждением их направления истцу, направить отзыв и доказательства в суд.

Важно, если ответчик не успевает подать отзыв в срок, определенный судом, ответчику с целью защиты его интересов и учета всех имеющихся у него доказательств при рассмотрении дела в суде необходимо подать ходатайство (заявление) о продлении срока подачи отзыва.

Так, согласно ч. 2 ст. 127 Гражданского процессуального кодекса Украины: «Установленный судом процессуальный срок может быть продлен судом по заявлению участника дела, поданному до истечения этого срока, или по инициативе суда.»

Ведь в случае непредставления ответчиком отзыва в установленный судом срок и неподачи ходатайства (заявления) о продлении срока на подачу отзыва до момента истечения этого срока, суд решит дело по имеющимся материалам, что может привести к непринятию во внимание позиции ответчика и наступлению негативных последствий.

Исковая давность

Одним из способов защиты интересов Ответчика является установление исковой давности, не нарушил ли истец сроки обращения в суд.

Так, в соответствии со статьей 256 Гражданского кодекса Украины (далее – ГКУ) Исковая давность — это срок, в пределах которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса.

Сроки исковой давности могут быть двух видов:

  • общая;
  • специальная.

Общий срок исковой давности установлен в три года (ст. 257 ГКУ).

Специальная исковая давность, устанавливаемая законодательством для отдельных видов требований и учитывающая специфику этих отношений, может быть как сокращенной, так и более продолжительной по сравнению с общей исковой давностью.

Специальная исковая давность в один год применяется, в частности, к требованиям о взыскании неустойки (штрафа, пени) и другое.

По аспектам применения специальной исковой давности вы можете получить консультацию у наших адвокатов и юристов, обратившись по номерам телефонов, которые указаны ниже.

Суды применяют исковую давность по ходатайству стороны по делу (ответчика), при этом суд устанавливает, когда лицо узнало о нарушении своих прав и интересов, и проверяет предоставленные истцом доказательства. Если истец не предоставил доказательства об обстоятельствах, которые ему стали известны, и не обратился в суд с ходатайством о восстановлении пропущенных сроков по уважительным причинам, суд по ходатайству стороны по делу (Ответчика) может применить срок исковой давности.

Сбор доказательств

Одним из аспектов стратегии защиты при подготовке отзыва является проверка обстоятельств (фактов), указанных истцом, на соответствие их действительным обстоятельствам дела, наличие у истца доказательств, которые подтверждают иск, и сбор доказательств ответчиком, опровергающих обстоятельства, указанные истцом в иске.

Вместе с отзывом ответчик предоставляет суду доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются возражения ответчика, и документы, подтверждающие отправку (предоставление) отзыва другим участникам судебного процесса. Копия отзыва и приложенные к нему документы другим участникам дела должны быть отправлены одновременно с отправкой отзыва в суд.

Обращаем внимание, что для получения доказательств ответчик может самостоятельно направить запрос на получение публичной информации в соответствии с Законом Украины «О доступе к публичной информации», написать заявление, обращение гражданина в соответствии с Законом Украины «Об обращении граждан» и Законом Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях», либо обратиться в нашу юридическую компанию для подготовки и направления адвокатского запроса в соответствии со статьей 24 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности».

Обращаем ваше внимание, что ответ на обращение граждан предоставляется исполнителем в течение 30 дней, а на адвокатский запрос — в течение 5 рабочих дней.

Обратившись к нашим специалистам, вы потратите минимум времени и своевременно получите надлежащие доказательства по делу.

Также адвокаты и юристы нашей юридической компании помогут вам подготовить отзыв на исковое заявление и подготовить другие необходимые ходатайства, заявления в суд, в частности, о истребовании доказательств, которые находятся у других участников судебного процесса.

Требования к содержанию и форме отзыва

Учитывая, что отзыв отнесен к заявлениям по существу дела, соответствующими процессуальными кодексами Украины предусмотрены соответствующие требования к отзыву, которые по сути аналогичны требованиям к исковому заявлению. Поэтому ответчику весьма важно соблюдать такие требования, чтобы он был учтен судом при рассмотрении дела по существу.

Для более детальной консультации адвоката в Киеве и подготовки отзыва или любых других документов процессуального характера вы можете обратиться к адвокатам Юридической компании «Первая юридическая», заполнив форму заявки на нашем сайте или просто позвонив нам по телефону: +38 (044) 35-35-164, +38 (067) 306-89-89, +38 (063) 45-85-448, +38 (099) 367-89-89.

Опубликовано Рубрики Новости

Обжалование решения ВВК: Основные правовые положения

Обжалование решения ВВК (ВЛК)

Законом Украины “О воинской обязанности и военной службе” предусмотрено прохождение медицинского осмотра во время проведения мобилизации граждан Украины в порядке, установленном этим законом. Порядок его проведения регулирует Положение о военно-врачебной экспертизе в Вооруженных Силах Украины, утвержденное приказом Министра обороны Украины от 14.08.2008 № 402 (в дальнейшем по тексту – Приказ №402).

Главной целью такого медицинского осмотра является, помимо прочего, определение пригодности по состоянию здоровья к военной службе призывников, военнослужащих, военнообязанных и резервистов. Только при наличии положительного заключения Военно-врачебной комиссии (в дальнейшем по тексту – ВВК (ВЛК) лицо привлекается к несению воинской обязанности.

Однако на практике могут возникнуть случаи, когда по тем или иным причинам лицо не соглашается с выводами, изложенными в постановлении соответствующей ВВК (ВЛК).

Действующее законодательство предусматривает возможность их обжалования двумя способами:

  1. досудебном порядке
  2. судебном порядке

Далее в статье мы подробно расскажем об их особенностях.

Согласно действующему законодательству, для проведения военно-врачебной экспертизы создаются военно-врачебные комиссии (штатные и внештатные). Штатные ВВК являются военно-медицинскими учреждениями (Центральная военно-врачебная комиссия; ВВК региона). К внештатным постоянно действующим ВВ (врачебно-летные комиссии, далее — ВВК) относятся: госпитальные ВВК; гарнизонные ВВК; ЛЛК; ВВК Десантно-штурмовых войск; ВВК ТЦК и СП; ВВК Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины; ВВК Сил специальных операций Вооруженных Сил Украины; ВВК других учреждений охраны здоровья коммунальной или государственной формы собственности.

Штатные и внештатные (постоянно и временно действующие) ЛЛК принимают постановления. Постановления ЛЛК оформляются свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, протоколом заседания штатной военно-врачебной комиссии.

Досудебный порядок обжалования

Для обжалования заключения ВВК в административном порядке необходимо обратиться в ВВК, которая находится выше в иерархии, чем та ВВК, которая выдала оспариваемый документ. Это может быть ВВК региона и Центральная ВВК, которая занимает высшую позицию в этой структуре. Выводы нижестоящих ВВК можно оспаривать в региональных ВВК а выводы региональных ВВК – в Центральном ВВК. Выводы Центральной ВВК можно оспорить только в административном суде.

Жалоба по поводу обжалования постановления ВВК (ВЛК) в административном порядке оформляется жалобой, в которой необходимо указать основания для обжалования и просьбу о проведении повторного медицинского осмотра. К жалобе прилагается постановление ВЛК, которое оспаривается, и, при наличии, результаты предыдущих медицинских исследований и другие документы, которые подтверждают серьезность заболевания, травмы или ранения, на основании которых требуется проведение повторного медицинского осмотра (например, выписка из больницы, история болезни, медицинская карта и т.п.).

Жалобу с приложениями можно подать лично в вышестоящую ВВК (ВЛК) или отправить почтой ценным письмом с описанием вложения и уведомлением о вручении на адрес вышестоящей ВВК (ВЛК).

Рассмотрение данной жалобы происходит в порядке и сроках, предусмотренных Законом Украины «Об обращении граждан».

Обращаем Ваше внимание, что обжалование постановления ВВК (ВЛК) не приостанавливает его действие.

По результатам рассмотрения данной жалобы ВВК (ВЛК) высшего уровня может признать жалобу обоснованной и пересмотреть оспариваемое постановление самостоятельно или направить на контрольное обследование и медицинский осмотр в другое учреждение охраны здоровья, чем то, где проводился предыдущий осмотр.

Постановление ВВК (ВЛК) отменяется в случаях, когда предыдущее постановление ВВК (ВЛК) на дату его принятия не соответствовало законодательству и/или было принято на основании недействительных документов.

Обжалование через суд

Обращение в суд является самостоятельным способом защиты.

Обжалование решения ВВК в суде происходит в порядке административного судопроизводства согласно требованиям Кодекса административного судопроизводства Украины.

Обращение в суд (подача иска в суд) возможно как напрямую без обжалования ВВК в административном порядке, так и после предварительного досудебного обжалования.

Для обжалования решения ВВК в судебном порядке необходимо подать соответствующее исковое заявление в административный суд по месту нахождения ВВК или по месту жительства истца.

В качестве обеспечения иска можно подать заявление о приостановлении действия оспариваемого заключения ВВК до вынесения решения по существу. Это позволит приостановить действие постановления ВВК.

Сроки обжалования заключения ВВК в судебном порядке ограничены:

  • 6 месяцев с дня получения заключения ВВК – если такое заключение не оспаривалось в административном порядке;
  • 3 месяца с дня получения заключения высшей ВВК по результатам рассмотрения жалобы – если заключение оспаривалось до высшей ВВК.

Часто возникают вопросы, какими могут быть основания для обжалования заключений ВВК, поскольку законодательство не устанавливает их исчерпывающий перечень? На практике были такие основания, как нарушение процедуры проведения медицинского осмотра (например, осмотр врачом ненадлежащей специализации); игнорирование наличия заболевания, травмы или ранения; выбор более низкой степени нарушения функций организма в результате заболевания, травмы или ранения, чем на самом деле; неучет взаимосвязи двух или более заболеваний, травм или ранений.

Следует отметить, что суд не может выполнять функцию врачей ВВК, то есть подтверждать или изменять медицинский диагноз (определять лицо пригодным или непригодным к военной службе), поскольку эти полномочия принадлежат исключительно к компетенции врачей. Суды не являются специализированными учреждениями в медицинской сфере. Однако суд, в соответствии с его компетенцией, проверяет законность постановления ВВК в рамках соблюдения процедуры его принятия.

Для подачи административного иска необходимо уплатить судебный сбор в размере 0,4 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц (на 1 января 2024 года – 1211,20 грн), кроме случаев, когда лицо освобождено от уплаты судебного сбора.

Учитывая вышеизложенное, уверяем Вас, что обжалование постановления ВВК является вполне реальным. Если у Вас возникли обоснованные основания для обжалования постановления ВВК, Вы можете оспорить его одним из указанных способов или применить сразу оба.

Для более детальной консультации адвоката и юриста Вы можете обратиться к специалистам Юридической компании «Первая юридическая», заполнив форму заявки на нашем сайте или просто, позвонив нам по телефону: +38 (044) 35-35-164, +38 (067) 306-89-89, +38 (063) 45-85-448, +38 (099) 367-89-89.

Опубликовано Рубрики Новости

Порядок ведения воинского учета

В условиях военного положения особенно важно обеспечить корректное и законное ведение военного учета на предприятии.

Многие задаются вопросами: кто несет ответственность за организацию и ведение военного учета на предприятии? Какие существуют виды военного учета? Какие документы необходимы для постановки на военный учет? Какова юридическая ответственность за нарушение порядка ведения военного учета? Рассмотрим эти вопросы более детально и постараемся дать исчерпывающие ответы.

Постановлением Кабинета Министров Украины № 1487 от 30.12.2022 года утвержден «Порядок организации и ведения военного учета призывников, военнообязанных и резервистов» (далее – Порядок).

Организация и ведение военного учета

Организация военного учета на предприятиях возлагается на их руководителей (директоров), что предусмотрено пунктом 8 Порядка. Обязанности по ведению военного учета на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагаются на сотрудников кадровой службы или службы управления персоналом. В случае отсутствия такой штатной единицы, данные обязанности передаются лицу, ответственному за ведение учета работников.

Военный учет ведется на основании данных паспорта гражданина Украины и военно-учетных документов.

Прием на работу (обучение) и постановка на персональный военный учет призывников, военнообязанных и резервистов возможны только после их постановки на военный учет в районных (городских) территориальных центрах комплектования и социальной поддержки (далее – ТЦК), органах СБУ или соответствующих подразделениях разведывательных органов.

Постановка на военный учет военнообязанных в районных (городских) ТЦК, органах СБУ или соответствующих подразделениях разведывательных органов осуществляется при их личном присутствии. Это возможно только при наличии паспорта гражданина Украины (или паспорта для выезда за границу в случае подачи заявления через заграничное дипломатическое учреждение Украины) и военно-учетного документа, если он был выдан и не утерян.

Виды военного учета

Военный учет подразделяется на учет призывников, военнообязанных и резервистов, с учетом объема и детализации – на персонально-качественный, персонально-первичный и персональный.

Рассмотрим особенности каждого вида учета и кто за него отвечает:

Персонально-качественный военный учет охватывает сбор и учет сведений (персональных и служебных данных) о призывниках, военнообязанных и резервистах по задекларированному (зарегистрированному) месту жительства. Эти данные обобщаются в учетных документах и вносятся в Единый государственный реестр призывников, военнообязанных и резервистов. Ведение персонально-качественного учета возлагается на соответствующие районные (городские) ТЦК, органы СБУ и соответствующие подразделения разведывательных органов.

Персонально-первичный учет предполагает учет сведений о призывниках, военнообязанных и резервистах по месту их проживания в соответствующей административно-территориальной единице. В селах и поселках, а также в городах, где нет соответствующих районных (городских) ТЦК, ведение этого учета возлагается на исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов.

Персональный учет предполагает учет сведений о таких лицах по месту их работы (службы) или обучения и возлагается на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.

Особое внимание стоит уделить персональному учету, так как именно он наиболее важен для субъектов хозяйствования в современных условиях.

Особенности ведения персонального военного учета на предприятии

Для надлежащего ведения персонального военного учета сотрудники кадровой службы (службы управления персоналом) или лица, уполномоченные вести учет работников предприятия, обязаны проверять у граждан Украины при приеме на работу наличие военно-учетного документа или электронной версии информации, содержащейся в таком документе. Проверка может осуществляться с использованием мобильного приложения Портала «Дія». После проверки сотрудники обязаны под личную подпись ознакомить работников с правилами ведения военного учета.

Персональный военный учет на предприятиях ведется по спискам персонального военного учета в соответствии с Порядком.

Ежегодно до 25 января (по состоянию на 1 января) ответственные за ведение военного учета обязаны формировать списки персонального военного учета и сведения оперативного учета на предприятии. Эти документы подписываются руководителем предприятия и ответственным за ведение военного учета, и регистрируются в службе делопроизводства.

Списки персонального военного учета составляются отдельно по следующим группам:

  • первая группа — список персонального военного учета военнообязанных (резервистов) офицерского состава;
  • вторая группа — список персонального военного учета военнообязанных (резервистов) рядового, сержантского и старшинского состава;
  • третья группа — список персонального военного учета военнообязанных и резервистов из числа женщин;
  • четвертая группа — список персонального военного учета призывников.

К спискам каждой группы прилагается дело, в котором хранятся копии военно-учетных документов призывников, военнообязанных и резервистов.

В отдельном деле хранятся копии военно-учетных документов граждан, исключенных из военного учета ТЦК, органами СБУ или соответствующими подразделениями разведывательных органов, за исключением тех, кто достиг предельного возраста пребывания в запасе.

Списки персонального военного учета, а также сведения оперативного учета призывников, военнообязанных и резервистов ведутся на предприятии в электронных и/или бумажных формах.

После издания приказа о приеме на работу или увольнении с работы, а также при изменении учетных данных работника, в отношении которого ведется персональный военный учет, предприятие в течение семи дней обязано направить соответствующие сведения в ТЦК, органы СБУ или соответствующие подразделения разведывательных органов.

Кроме того, Порядок возлагает на предприятия следующие обязательства:

  • оповещение по требованию ТЦК, органов СБУ или соответствующих подразделений разведывательных органов призывников, военнообязанных и резервистов о вызове в эти органы и обеспечение их своевременного прибытия;
  • подача в соответствующие ТЦК, органы СБУ или соответствующие подразделения разведывательных органов по их требованию сведений о лицах, персональный военный учет которых они ведут;
  • обеспечение полноты и достоверности учетных данных, вносимых в списки персонального военного учета;
  • периодическое сверение списков персонального военного учета с записями в военно-учетных документах в соответствии с Порядком;
  • внесение изменений в списки персонального военного учета в соответствии с Порядком;
  • прием от призывников, военнообязанных и резервистов под расписку их военно-учетных документов для последующей передачи в ТЦК, органы СБУ или соответствующие подразделения разведывательных органов с целью сверки с учетными данными, а также для оформления бронирования военнообязанных на период мобилизации и военного времени;
  • оформление документов, необходимых для бронирования военнообязанных на период мобилизации и военного времени;
  • постоянный контроль за выполнением правил военного учета в соответствии с Порядком;
  • ведение и хранение журнала учета результатов проверки;
  • соблюдение других обязательных норм Порядка.

Ответственность за нарушение порядка ведения военного учета

За нарушение правил военного учета призывниками, военнообязанными и резервистами предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 210 Кодекса об административных правонарушениях. Санкции включают административный штраф в размере от 17 000 до 25 500 грн в зависимости от квалифицирующих признаков правонарушения.

Нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации предусматривает административный штраф в размере от 34 000 до 59 500 грн (ст. 210-1 КУпАП).

За уклонение призывника, военнообязанного или резервиста от военного учета после предупреждения, сделанного соответствующим руководителем ТЦК, руководителями органов СБУ или соответствующих подразделений Службы внешней разведки Украины, предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа от 5 100 до 8 500 грн или исправительных работ на срок до одного года. За уклонение военнообязанного или резервиста от учебных (специальных) сборов Уголовный кодекс Украины предусматривает штраф от 8 500 до 11 900 грн или исправительные работы на срок до двух лет.

За уклонение от призыва на военную службу в период мобилизации и в особый период предусмотрена уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы на срок от 3 до 5 лет.

Для получения более детальной консультации по воинскому учету и разъяснений по вопросам ведения военного учета на предприятии вы можете обратиться к адвокатам и юристам Юридической компании «Первая юридическая», позвонив по телефону: +38 (044) 35-35-164, +38 (067) 306-89-89, +38 (063) 45-85-448, +38 (099) 367-89-89.

Опубликовано Рубрики Новости

Как оформить опеку и уход за людьми с инвалидностью

Часто граждане путают понятия оформления постоянного ухода и установления опеки над инвалидом. Разница заключается прежде всего в процессе оформления.

Как оформить опекунство над инвалидом?
Куда обращаться для оформления постоянного ухода?
В чем разница и какая процедура оформления?
Расскажем далее.

Какие виды инвалидности существуют в Украине?

В настоящее время в Украине существуют такие виды инвалидности, которые определяют степень стойкого расстройства функций организма, вызванного тяжелым заболеванием или травмой, а именно:

  • 1 группа – граждане, которые имеют самое тяжелое состояние здоровья и в связи с этим не имеют физической возможности для самообслуживания, выполнения элементарных бытовых функций, а потому нуждаются в установлении постоянного ухода за собой;
  • 2 группа – граждане, которые имеют стойкие или хронические нарушения в организме, возникшие вследствие заболевания или получения травмы. Человек в этой группе может быть способен к самообслуживанию, работать в особых условиях и не нуждаться в стороннем уходе;
  • 3 группа – граждане, у которых имеются умеренные нарушения функционирования организма, это могут быть дефекты, возникшие у человека с рождения (отсутствие одного легкого и т.д.). То есть человек способен работать в облегченных условиях, но нуждается в установлении социальной защиты.

Следует отметить, что в связи с введением военного положения в Украине был изменен порядок установления инвалидности. Так, на период действия военного положения на территории Украины и в течение шести месяцев после его прекращения или отмены:

  1. Если лицо, обращающееся для установления инвалидности, не может прибыть на осмотр в медико-социальную экспертную комиссию, такая комиссия может принимать решение об установлении инвалидности заочно на основании направления врачебно-консультационной комиссии.
  2. Крымская республиканская, областные, центральные городские в городах Киеве и Севастополе, городские, межрайонные и районные медико-социальные экспертные комиссии осуществляют свои функции с обеспечением принципа экстерриториальности и обеспечивают проведение медико-социальной экспертизы по направлению врачебно-консультационной комиссии независимо от места регистрации, проживания или пребывания лица, обращающегося для установления инвалидности (Постановление КМУ от 08 марта 2022 г. № 225 «Некоторые вопросы порядка проведения медико-социальной экспертизы на период действия военного положения на территории Украины»).

Гражданский кодекс Украины устанавливает, что в нашей стране опеку над инвалидами устанавливает суд.

В каких случаях необходимо устанавливать опекунство над человеком с инвалидностью?

Опека устанавливается судом над физическим лицом, признанным недееспособным. Физическое лицо может быть признано судом недееспособным, если оно вследствие хронического, стойкого психического расстройства не способно осознавать значение своих действий и(или) управлять ими. При наличии этих оснований близкий родственник такого лица может подать заявление в суд о признании лица недееспособным, установлении опеки и назначении его опекуном.

В суде назначается судебно-психиатрическая экспертиза для подтверждения или опровержения наличия психического расстройства, которое привело к неспособности осознавать свои действия или управлять ими. Эксперт проводит осмотр лица, над которым будет устанавливаться опека, на предмет того, действительно ли оно имеет психическое расстройство, вследствие которого не способно осознавать значение своих действий и/или управлять ими.

Опекуны назначаются преимущественно из лиц, состоящих в семейных, родственных отношениях с подопечным, с учетом личных отношений между ними, возможности лица выполнять обязанности опекуна. Также может быть назначено одного или нескольких опекунов.

Для того чтобы суд назначил опекуна недееспособного лица, обязательно нужно получить представление от органа опеки и попечительства о возможности назначения родственника опекуном.

После получения заключения эксперта судом, в орган опеки и попечительства подается заявление будущего опекуна о получении соответствующего представления. При рассмотрении заявления будущий опекун должен принять участие в заседании опекунского совета. Орган опеки и попечительства по результатам заседания опекунского совета должен направить в суд представление о возможности или невозможности назначения лица опекуном.

После наличия у суда заключения эксперта и представления от органа опеки и попечительства по результатам проведенного судебного заседания суд принимает решение. Лицо считается недееспособным с момента вступления в законную силу решения суда. Причем срок действия решения суда о признании лица недееспособным и установлении опеки определяется судом, но не может превышать 2 (двух) лет.

В случае положительного судебного решения его копия подается в орган опеки и попечительства, где опекуну выдают удостоверение опекуна.

Обратите внимание! Судебный сбор за подачу заявления о признании физического лица недееспособным и назначении опекуна не оплачивается, он возлагается на государство.

Как оформляется постоянный уход за человеком с инвалидностью?

Людям с инвалидностью I группы такой уход назначают медико-социальные экспертные комиссии в обязательном порядке из-за исключительно высокой степени утраты здоровья, которая вызывает возникновение такой потребности.

Во всех остальных случаях потребность в постоянном стороннем уходе определяют лечащие врачи и врачебно-консультационные комиссии, которые выдают соответствующие заключения о необходимости такого ухода.

С учетом этого, сторонний уход назначают в таких случаях:

  • людям с нарушением функций организма вследствие неизлечимой болезни, из-за которой она не может самостоятельно передвигаться и самообслуживаться;
  • гражданам пожилого возраста с когнитивными нарушениями, вследствие которых они нуждаются в постоянном уходе;
  • людям с инвалидностью I или II группы, которая возникла вследствие психического расстройства.

Для того чтобы стать ухаживающим за инвалидом, необходимо обратиться к семейному врачу лица, имеющего инвалидность, с просьбой выдать соответствующую справку о том, что лицо действительно имеет инвалидность и нуждается в постоянном уходе.

Для оформления постоянного ухода за лицом, которое в этом нуждается, необходимо обратиться в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения или центр предоставления административных услуг (ЦНАП) по месту проживания/пребывания человека, нуждающегося в уходе, и предоставить следующий перечень документов:

  • заявление о том, что лицо хочет осуществлять постоянный уход за лицом, нуждающимся в уходе;
  • копии паспорта лица, которое будет осуществлять уход, и лица, за которым будет осуществляться уход;
  • медицинская справка лица, которое будет осуществлять уход;
  • справка о регистрации места проживания;
  • документы о праве собственности на имущество или право пользования им;
  • справка врачебной комиссии, подтверждающая, что лицо нуждается в постоянном стороннем уходе другого лица.

Если уход будет осуществляться за дееспособным лицом, которое в связи с состоянием здоровья нуждается в стороннем уходе, то в таком случае необходим его обязательный согласие на получение ухода.

С учетом этого, когда речь идет о пожилом человеке/пенсионере с когнитивными нарушениями, он также должен написать заявление о том, чтобы ему назначили лицо, которое будет осуществлять постоянный уход за ним.

Физическим лицам, оказывающим социальные услуги по уходу, выплачивается компенсация за уход в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины.

Для более детальной юридической консультации по вопросу оформления опекунства вы можете обратиться к специалистам Юридической компании «Первая юридическая», заполнив форму заявки на нашем сайте по ссылке https://firstlegal.com.ua/services/sudova-praktika/dlya-fizichnih-osib/ или просто позвонив нам по телефону: +38 (044) 35-35-164, +38 (067) 306-89-89, +38 (063) 45-85-448, +38 (099) 367-89-89. Наш опытный адвокат в Киеве поможет вам с этим процессом.

Опубликовано Рубрики Новости

Опека и постоянный уход в условиях военного положения в Украине

В условиях военного времени граждане Украины прикладывают максимум усилий для обеспечения защиты государства и приближения нашей победы. Однако, есть близкие люди, которые нуждаются в нашей помощи более всего.

Существующим законодательством предусмотрены два наиболее распространенных основания для получения отсрочки от мобилизации, которые требуют дополнительного оформления — это оформление опеки над лицом, признанным недееспособным, и постоянного ухода.

Многие путают опекунство с постоянным уходом.

Именно поэтому возникла идея подготовить эту статью с соответствующими разъяснениями.

В чем разница и какова процедура оформления? Расскажем далее.

Военнообязанный может быть назначен опекуном недееспособного лица или попечителем родственника, который нуждается в постоянном уходе.

В соответствии со статьей 23 Закона Украины “О мобилизационной подготовке и мобилизации” это два отдельных основания для получения отсрочки от призыва на военную службу во время мобилизации, на особый период.

Важно различать понятия опеки и попечительства:

Опека устанавливается над малолетними лицами (до 14 лет, которые являются сиротами или лишены родительского попечения), и лицами, признанными недееспособными.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними лицами (от 14 до 18 лет, которые являются сиротами или лишены родительского попечения) и лицами, чья гражданская дееспособность ограничена.

То есть, опекун назначается, если лицо признано полностью недееспособным. Попечитель назначается, когда дееспособность человека ограничена. Опекунство является несомненным основанием для отсрочки от призыва во время мобилизации и предоставляет право на пересечение границы в сопровождении подопечного. Опека, в отличие от постоянного ухода, устанавливается исключительно судом в порядке отдельного производства.

Каков порядок назначения опекуна?

Физическое лицо может быть признано судом недееспособным, если оно вследствие хронического, стойкого психического расстройства не способно осознавать значение своих действий и/или руководить ими. При наличии этих оснований близкий родственник такого лица может подать заявление в суд о признании лица недееспособным, установлении опеки и назначении его опекуном.

В суде назначают судебно-психиатрическую экспертизу для подтверждения или опровержения наличия психического расстройства, приведшего к неспособности осознавать свои действия или руководить ими. Эксперт проводит осмотр лица, над которым будет устанавливаться опека, на предмет того, действительно ли у него имеется психическое нарушение, вследствие которого он не способен осознавать значение своих действий и/или руководить ими.

Опекуны назначаются преимущественно из лиц, находящихся в семейных, родственных отношениях с подопечным, с учетом личных отношений между ними и возможности выполнять обязанности опекуна. Также может быть назначено одного или нескольких опекунов.

Для того, чтобы суд назначил опекуна недееспособного лица, обязательно нужно получить представление от органа опеки и попечительства о возможности назначения родственника опекуном. После получения заключения эксперта судом, в орган опеки и попечительства подается заявление будущего опекуна о получении соответствующего представления.

При рассмотрении заявления будущий опекун должен принять участие в заседании опекунского совета. Орган опеки и попечительства по результатам заседания опекунского совета должен направить в суд представление о возможности или невозможности назначения лица опекуном. После наличия у суда заключения эксперта и представления от органа опеки и попечительства по результатам проведенного судебного заседания, суд принимает решение. Лицо считается недееспособным с момента вступления в законную силу решения суда.
В случае положительного судебного решения его копия подается в орган опеки и попечительства, где опекуну выдается удостоверение опекуна.

Важно! Судебный сбор за подачу заявления о признании физического лица недееспособным и назначении опекуна не оплачивается, он возлагается на государство.

Копия решения суда о назначении опекуна с отметкой о вступлении в законную силу и удостоверение опекуна — это два документа, которые являются подтверждением права военнообязанного на отсрочку от призыва во время мобилизации на основании опекунства над совершеннолетним лицом.

Каков порядок оформления постоянного ухода для получения отсрочки?

Пунктом 61 «Порядка проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации, на особый период» №560 от 16 мая 2024 года предусмотрено предоставление отсрочки от призыва на военную службу во время мобилизации и его оформление военнообязанным, осуществляющим уход (постоянный уход):

  • за больной женой (мужем), ребенком и/или своими родителями (родителями жены (мужа), если они нуждаются в постоянном уходе по заключению медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения, умерли (погибли), признаны пропавшими без вести или безвестно отсутствующими, объявлены умершими, и родители жены не имеют других трудоспособных членов семьи, которые обязаны и могут осуществлять за ними уход), которые по заключению медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения нуждаются в постоянном уходе;
  • за своими родителями с инвалидностью I или II группы или одним из родителей жены (мужа) из числа лиц с инвалидностью I или II группы, при отсутствии других лиц, не являющихся военнообязанными и обязанных их содержать по закону (кроме случаев, если такие лица сами являются лицами с инвалидностью, нуждаются в постоянном уходе, находятся под арестом (кроме домашнего ареста), отбывают наказание в виде ограничения или лишения свободы). При отсутствии невоеннообязанных лиц осуществлять уход за лицом с инвалидностью I или II группы может только одно лицо из числа военнообязанных по выбору такого лица с инвалидностью;
  • за лицами с инвалидностью I или II группы, будучи для такого лица членом семьи второго или третьего ступени родства (не более одного и при отсутствии членов семьи первой и/или второй ступени родства или если члены семьи первой и/или второй ступени родства сами нуждаются в постоянном уходе по заключению медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения). При отсутствии членов семьи первой и второй ступени родства эта норма распространяется на членов семьи третьей ступени родства лица с инвалидностью I или II группы;

Для этого необходимо обратиться к семейному врачу для получения медицинской справки (или в ЛКК, МСЭК). Медицинские справки, которые выдаются специально для органов соцобеспечения, установленной формы. Для оформления ухода в такой справке должна быть указана ключевая фраза: «лицо нуждается в постоянном уходе».

Процедура установления постоянного ухода оформляется проще, чем опекунство, так как нет необходимости в судебном порядке признавать человека недееспособным.

Для оформления постоянного ухода за лицом, которое в нем нуждается, нужно обратиться в центр предоставления административных услуг (ЦНАП) по месту жительства/пребывания человека, нуждающегося в уходе, в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения и получить документы о получении компенсации (помощи, надбавки) на уход или оформить акт об установлении факта осуществления лицом ухода (постоянного ухода).

Составление актов установления фактов осуществления ухода (постоянного ухода) обеспечивает Управление социальной защиты населения.

В случае наличия всех необходимых документов для получения отсрочки от призыва на военную службу необходимо написать заявление о предоставлении отсрочки и подать его в районный ТЦК и СП, в котором лицо находится на воинском учете. Такое заявление вместе с приложениями подается лично военнообязанным.

Обратите внимание, что вопрос предоставления отсрочки инициируется исключительно военнообязанным, который должен сообщить ТЦК и СП об изменении семейных обстоятельств и о возникновении права на отсрочку.

ТЦК и СП рассматривает такое заявление вместе с документами и по результатам лицо будет уведомлено о предоставлении отсрочки и при необходимости в воинском документе может быть сделана запись о предоставлении отсрочки и сроках ее действия.

Для получения детальной юридической консультации в Киеве вы можете обратиться к адвокатам Юридической компании «Первая юридическая», заполнив форму на нашем сайте или позвонив нам по телефонам: +38 (044) 35-35-164, +38 (067) 306-89-89, +38 (063) 45-85-448, +38 (099) 367-89-89.

Опубликовано Рубрики Новости

Раздел имущества при разводе в Украине

В последнее время увеличились случаи развода, в связи с чем возникают вопросы о разделе имущества при разводе.

В условиях военного положения, когда супруги развелись и один из супругов проживает за границей, а имущество осталось в Украине возникают вопросы как разделить имущество?

В таких случаях возникает вопрос, можно ли разделить имущество, если бывшие супруги или один из супругов находится за границей? Какие документы необходимы для подачи искового заявления в суд о разделе имущества? Влияет ли наличие несовершеннолетних детей на размер доли при разделе имущества? Итак, попробуем разобраться в данной ситуации.

Обращаем внимание, что рассмотрение судебных дел данной категории осуществляется по месту нахождения имущества (или его части) с участием сторон, или их законных представителей.

  1. Порядок раздела имущества при разводе

1.1. Внесудебное урегулирование спора о разделе имущества при разводе.
При разводе супруги могут поделить общее имущество, которое было приобретено в браке путем заключения договора о разделе имущества с определением в договоре, какое именно имущество переходит бывшей жене, а какое мужу. В случае, если речь идет о разделе (выделении доли) недвижимого имущества (дома, квартиры, земельного участка), такой договор подлежит обязательному нотариальному удостоверению.


1.2. Судебный порядок раздела имущества супругов при разводе.
Любой из супругов имеет право обратиться в суд о разделе общего имущества и/или общей совместной собственности в течение трех лет после развода. При этом стоит отметить, что для раздела общей собственности супругов не обязательно разводиться, ведь право на раздел имущества не зависит от брака.

  1. Особенности раздела имущества при разводе

У многих людей существует не совсем правильное представление, что все имущество, которое было приобретено в браке делится поровну при разводе.
Так, действительно, по общему правилу в соответствии с нормой статьи 60 Семейного кодекса Украины (далее — СК Украины) имущество, приобретенное супругами за время брака, принадлежит жене и мужу на праве общей совместной собственности независимо от того, что один из них не имел по уважительной причине (обучение, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, болезнь и т.д.) самостоятельного заработка (дохода).

Также Семейный кодекс отмечает, что каждая вещь, приобретенная за время брака, кроме вещей индивидуального пользования, является объектом права общей совместной собственности супругов. Однако и из общего правила есть исключения, о которых речь будет идти ниже.

2.1. Что относится к объектам права общей совместной собственности?
Статья 61 СК Украины дает ответ на данный вопрос, а именно: объектом права общей совместной собственности супругов может быть любое имущество, за исключением исключенного из гражданского оборота. Также объектом права общей совместной собственности является заработная плата, пенсия, стипендия, другие доходы, полученные одним из супругов. Если одним из супругов заключен договор в интересах семьи, то деньги, другое имущество, в том числе гонорар, выигрыш, которые были получены по этому договору, являются объектом права общей совместной собственности супругов.

Если один из супругов своим трудом и (или) средствами принимал участие в содержании имущества, принадлежащего другому из супругов, в управлении этим имуществом или уходе за ним, то доход (приплод, дивиденды), полученный от этого имущества, в случае спора по решению суда может быть признан объектом права общей совместной собственности супругов.
Кроме того, вещи для профессиональных занятий (музыкальные инструменты, оргтехника, врачебное оборудование и т.п.), приобретенные за время брака для одного из супругов, являются объектом права общей совместной собственности супругов.

2.2. Какое имущество не является общей совместной собственностью и не подлежит разделу?
Не относятся к общей совместной собственности имущество одного из супругов, приобретенное лицом до брака; приобретенное за время брака на основании договора дарения или в порядке наследования; приобретенное за время брака, но за средства, принадлежащие одному из супругов лично; вещи индивидуального пользования, в том числе драгоценности, даже если они были приобретены за счет общих средств супругов; средства, полученные как возмещение за потерю (повреждение) вещи, принадлежавшей лицу, а также как возмещение причиненного ему морального вреда; страховые суммы, полученные по обязательному или добровольному личному страхованию, если страховые взносы уплачивались за счет средств, которые были личной собственностью каждого из них.

Также к личной частной собственности одного из супругов относятся премии, вознаграждения, которые он получил за личные заслуги, средства полученные как возмещение за потерю (повреждение) вещи, которая ей/ему принадлежала, а также как возмещение причиненного ей/ему морального вреда; доходы (дивиденды), если они являются результатом приплода от личной частной собственности одного из супругов

То есть вышеупомянутое имущество и (или) средства, которые относятся к личной частной собственности одного из супругов и не являются общей совместной собственностью супругов не подлежат разделу, а принадлежат отдельно каждому из супругов по закону.

2.3. Всегда ли суд делит имущество поровну?
При решении спора о разделе имущества, являющегося объектом права общей совместной собственности супругов, суд согласно части второй статьи 70 СК Украины в отдельных случаях может отступить от принципа равенства долей супругов при обстоятельствах, имеющих существенное значение, в частности если один из них не заботился о материальном обеспечении семьи, уклонялся от участия в содержании ребенка (детей), скрыл, уничтожил или повредил общее имущество, тратил его в ущерб интересам семьи.

Согласно части третьей статьи 70 СК Украины по решению суда доля имущества жены, мужа может быть увеличена, если с ней, им проживают дети, а также нетрудоспособные совершеннолетние сын, дочь, при условии, что размер алиментов, которые они получают, недостаточен для обеспечения их физического, духовного развития и лечения.

Применяя норму ст. 60 СК Украины и признавая право общей совместной собственности супругов на имущество, суды должны установить не только факт приобретения имущества во время брака, но и тот факт, что источником его приобретения были общие совместные средства или совместный труд супругов. То есть, статус общей совместной собственности определяется следующими критериями: время приобретения имущества; средства, за которые такое имущество было приобретено (источник приобретения).

В случае приобретения имущества хотя и в период брака, но за личные средства одного из супругов, это имущество не может считаться объектом общей совместной собственности супругов, а является личной частной собственностью того из супругов, за личные средства которого оно приобретено.

Общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (статьи 60, 69 СК Украины, часть третья статьи 368 ГК Украины) в соответствии с частями второй, третьей статьи 325 ГК Украины могут быть любые виды имущества, за исключением тех, которые по закону не могут им принадлежать (исключены из гражданского оборота), независимо от того, на имя кого из супругов они были приобретены или внесены денежными средствами, если иное не установлено брачным договором или законом.

  1. Необходимые документы для раздела имущества при разводе

При разделе имущества от Вас, как инициатора раздела требуется предоставить суду:

  • подтверждающие документы на имущество, которое было приобретено в браке, или документы, что данное имущество хотя и приобретено в браке, но за личные средства одного из супругов или было ему (ей) подарено;
  • копия свидетельства о браке;
  • копия свидетельства о расторжении брака или решение суда, вступившее в законную силу, о расторжении брака (в случае, если брак был расторгнут),
  • копия Вашего паспорта и РНОКПП,
  • копия свидетельства о рождении ребенка/детей (в случае наличия несовершеннолетних детей). Также могут предоставляться копии документов (паспорта и кода РНУКПН) другого супруга (в случае их наличия).

Для более детальной консультации и особенностей раздела имущества при разводе вы можете обратиться за юридической консультацией к адвокатам и юристам Юридической компании «Первая юридическая», заполнив форму заявки на нашем сайте по ссылке https://firstlegal.com.ua/ru/services/sudebnaya-praktika/dlya-fizicheskih-lits/ или просто позвонив нам по телефону: +38 (044) 35-35-164, +38 (067) 306-89-89, +38 (063) 45-85-448, +38 (099) 367-89-89.

Опубликовано Рубрики Новости

Могут ли Банки взыскивать долги во время «ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ»?

С 24 февраля 2022 года в Украине введен режим «ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ» в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме военного положения».

Несмотря на введение в Украине ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ, банки по кредитным договорам в судебном порядке взыскивают с должников (заемщиков) задолженность.

Задолженность включает в себя: сумму основного долга, проценты за пользование кредитом, штрафы, пени и комиссию за обслуживание кредита, а также другие платежи.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 18 раздела «Заключительные и переходные положения» Гражданского кодекса Украины в период действия в Украине военного, чрезвычайного положения и в тридцатидневный срок после его прекращения или отмены в случае просрочки заемщиком исполнения денежного обязательства по договору, в соответствии с которым заемщику был предоставлен кредит (займ) банком или другим кредитодателем (заимодавцем), заемщик освобождается от ответственности, определенной статьей 625 Гражданского кодекса Украины, а также от обязанности уплаты в пользу кредитодателя (заимодавца) неустойки (штрафа, пени) за такое просрочение. Неустойка (штраф, пеня) и другие платежи, уплата которых предусмотрена соответствующими договорами, начисленные начиная с 24 февраля 2022 года за просрочку исполнения (неисполнение, частичное исполнение) по таким договорам, подлежат списанию кредитодателем (заимодавцем).

Учитывая судебную практику по рассмотрению данной категории дел, к «другим платежам», которые подлежат списанию банком, относится комиссия за обслуживание кредита.

Также, в соответствии с пунктом 19 раздела «Заключительные и переходные положения» Гражданского кодекса Украины, в период действия военного положения в Украине, введенного Указом Президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 24 февраля 2022 года № 64/2022, утвержденного Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 24 февраля 2022 года № 2102-IX, течение срока исковой давности, определенного этим Кодексом, приостанавливается на срок действия такого положения.

Таким образом, банки могут в любой момент обратиться в суд для взыскания задолженности, подав ходатайство в суд о восстановлении срока исковой давности.

Следовательно, как показывает судебная практика, несмотря на ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, банки в судебном порядке имеют право взыскивать с должника (заемщика, кредитора) только сумму долга и проценты за пользование кредитом за весь срок действия договора до даты подачи иска в суд.

Для более детальной консультации и/или защиты ваших интересов при взыскании задолженности банком по кредитному договору вы можете обратиться к адвокатам Юридической компании «Первая юридическая», заполнив форму заявки на нашем сайте или просто позвонив нам по телефонам: +38 (044) 35-35-164, +38 (067) 306-89-89, +38 (063) 45-85-448, +38 (099) 367-89-89.

Опубликовано Рубрики Новости

Поздравление с Пасхой от Первой Юридической!

Уважаемые клиенты и партнеры,

В эти светлые пасхальные дни, когда вся природа оживает и наполняет наши сердца радостью и надеждой, мы, команда «Первой Юридической», поздравляем вас с праздником Воскресения Христова! Желаем каждому из вас крепкого здоровья, благополучия и успехов во всех начинаниях. Пусть этот праздник принесет вам мир и спокойствие, а ваши дома всегда будут оазисами согласия и счастья.

С уважением и наилучшими пожеланиями,
Ваша команда «Первой Юридической

Опубликовано Рубрики Новости

В каких странах не требуется апостиль?

1.Понятие апостиля

Апостиль — это упрощенная процедура легализации документов. Она применяется для стран, подписавших Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов (Гаагская конвенция) от 5 октября 1961 года. Для Украины Гаагская конвенция вступила в силу 22 декабря 2003 года, поэтому украинцы могут легализовать свои документы на территории других государств благодаря этой конвенции.

Актуальный список государств-участников Гаагской конвенции по удостоверению документов апостилем находится на сайте Гаагской конвенции по международному частному праву hcch.net/en/instruments/conventions/status-table/print/?cid=41

Сам штамп апостиля подтверждает подлинность подписей и печатей (штампов) в документе. Документ, прошедший формальную процедуру проставления апостиля, считается действительным и его должны принимать в государственных органах той страны, куда вы направляетесь или в которую подаете документы.

2. Случаи, когда удостоверение документов апостилем не требуется

Обратите внимание, что в тексте самой Гаагской конвенции (часть 2 статьи 3) указано, что соблюдение упомянутой формальной процедуры проставления апостиля не может требоваться, если законы, правила или практика, действующие в государстве, в котором представлен документ, или соглашение между двумя или несколькими договорными государствами отменяют или упрощают данную формальную процедуру или освобождают сам документ от легализации.

Например, согласно двустороннему договору между Украиной и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных, трудовых и уголовных делах от 23 мая 1995 года документы, составленные или удостоверенные официальным лицом (нотариусом, официальным переводчиком, экспертом и т.д.) в рамках компетенции и по установленной форме и заверенные печатью, принимаются на территории другой Договорной Стороны без какого-либо другого удостоверения. То есть, официальные документы, которые были составлены на территории Украины или Латвии, могут свободно использоваться/приниматься на территории договорных государств при наличии только их заверенного перевода на язык договорного государства, без требований к проставлению апостиля или консульской легализации.

Обратите внимание на Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах 1993 года и Протокол к ней от 22 января 1993 года, подписанный от имени Украины в г. Минске 22 января 1993 года и ратифицированный Законом Украины от 10 ноября 1994 года №240/94-ВР, и Протокол к ней, подписанный от имени Украины в г. Москве 28 марта 1997 года и ратифицированный Законом Украины от 3 марта 1998 года №140/98-ВР (далее – Минская конвенция и Протокол). Участниками этой Конвенции выступали: Украина, Россия, Беларусь, Армения, Таджикистан, Казахстан, Туркменистан, Киргизия, Узбекистан, Молдова.

Минская конвенция предусматривала подачу документов с их переводом на язык страны, в которую они подаются, без апостиля, только с их нотариальным заверением.

В отношениях с Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном Минская конвенция продолжает действовать до даты выхода Украины из нее, то есть до 18.05.2024 года включительно. С 19.05.2024 года Конвенция будет считаться прекращенной для Украины в отношениях со всеми ее участниками. Исключением из этого правила являются документы, выданные в Грузии, Молдове, Узбекистане, где между этими странами и Украиной подписаны отдельные двусторонние договоры, позволяющие использовать документы с нотариальным переводом без апостиля.

3. Перечень стран, для которых проставление апостиля не требуется

Также проставление апостиля не требуется с другими странами, кроме вышеуказанных, с которыми Украина подписала двусторонние и/или многосторонние договоры о сотрудничестве, с которыми возможно использование документов с переводом, заверенным нотариусом без апостиля.

Перечень таких стран приведен ниже:

Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Литва, Эстония, Латвия, Чехия, Венгрия, Польша, Монголия, Македония, Вьетнам и Китай.

Примечание:

Несмотря на то, что рядом двусторонних Соглашений, заключенных между Украиной и Республикой Беларусь действуют договоренности о использовании документов без накладывания апостиля, в настоящее время проводится анализ этих Соглашений о их расторжении, таккак действие Минской конвенции в отношениях с Российской Федерацией и Республикой Беларусь приостановлено с 27.12.2022 года. Это означает, что к документам, выданным на территории России и Беларуси, при их предъявлении на территории Украины будет применяться требование заверения апостилем согласно Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, 1961 года, которая действует в отношениях Украины с Россией и Беларусью.

Официальные документы, выданные в Украине, для использования в России и Беларуси подлежат заверению апостилем органами, определенными постановлением Кабинета Министров Украины от 18 января 2003 г. № 61 (с учетом изменений, внесенных постановлением КМУ от 24.06.2023 № 629).

4. Перечень документов, которые вообще не подлежат апостилированию

Стоит отметить, что согласно Приказу Министерства юстиции Украины от 17.03.2023 года № 125/209/293/139/999/5 «О утверждении Правил проставления апостиля на официальных документах, предназначенных для использования на территории других государств» четко определен перечень документов, которые НЕ подлежат апостилированию, а именно:

  • документы, выданные зарубежными дипломатическими учреждениями Украины;
  • административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям;
  • оригиналы паспортных документов, военных билетов, трудовых книжек, удостоверений личности и документы, удостоверяющие ее специальный статус;
  • нормативно-правовые акты Украины и разъяснения к их применению;
  • разрешения на ношение оружия;
  • свидетельство о регистрации транспортных средств (технический паспорт);
  • документы, имеющие характер переписки.

Для избежания недоразумений в других странах при легализации своих документов рекомендуется заранее заняться этим вопросом, обратившись к адвокатам и юристам Юридической компании «Первая Юридическая», которые быстро и качественно помогут решить все вопросы, связанные с легализацией документов.

Опубликовано Рубрики Новости

Как получить справку о несудимости в Украине. Справка о несудимости онлайн

Справка о несудимости или Выписка из информационно-аналитической системы «Учет сведений о привлечении лица к уголовной ответственности и наличии судимости» — официальный документ в бумажном или электронном виде, который выдается компетентными органами и подтверждает отсутствие или наличие судимости у физических лиц. Вопросом выдачи и оформления справки о несудимости в Украине регулируется Приказом Министерства внутренних дел Украины № 207 от 30 марта 2022 года.

Справка о несудимости на данный момент является очень важным документом для многих аспектов общественной, профессиональной и личной жизни любого человека. Основными ключевыми аспектами, связанными с получением справки о несудимости, являются:

  • Подтверждение статуса лица: данная справка подтверждает, что лицо не имеет судимости или предоставляет информацию о наличии судимостей, их характере и статусе (погашенная, действующая судимость);
  • Трудоустройство: В большинстве случаев при приеме на работу, в сфере, где работники имеют доступ к конфиденциальной информации, финансам, или работают с уязвимыми категориями населения;
  • Визовые и иммиграционные процедуры: Данная справка необходима для подачи визы, иммиграции или получения гражданства как в Украине, так и в других странах;
  • Лицензирование и Сертификация: Для некоторых лицензий и разрешений подача справки о несудимости для работников является необходимостью (например, получение лицензии на охранную деятельность).

Порядок получения справки о несудимости

На данный момент Справку о несудимости или Выписку из информационно-аналитической системы «Учет сведений о привлечении лица к уголовной ответственности и наличии судимости» можно получить как в электронном, так и в бумажном виде.

Сведения из ИАС предоставляются Заявителю в форме Выписки с соблюдением требований законодательства о обращениях граждан и защите персональных данных на основании запроса на получение Выписки о привлечении к уголовной ответственности, отсутствии (наличии) судимости или ограничений, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Украины.

Подача запроса на получение справки о несудимости онлайн в электронном виде

Подать запрос в электронной форме и получить справку в виде выписки можно через сайт МВД, войдя в Личный кабинет с помощью квалифицированной электронной подписи или через портал «ДИЯ». Данная выписка формируется автоматически и сразу. Однако ее можно использовать только на территории Украины.

Подача запроса на получение справки о несудимости в бумажном виде

Подача запроса в бумажном виде (данный вариант подходит, если физическое лицо подает на лицензии, тендерную документацию, дальнейшую легализацию справки):

Запрос на получение Справки (Выписки) в бумажной форме подается лично Заявителем или уполномоченным им в установленном порядке лицом, действующим на основании доверенности или ордера, в службу ЕИС МВД, территориальный сервисный центр или отдельный пункт регистрации квалифицированного предоставщика электронных доверительных услуг аккредитованного центра сертификации ключей МВД, сотрудники которого по решению руководителя юридического лица, обеспечивающего функционирование такого ВПР АЦСК МВД, являются пользователями рабочего места удаленного доступа к ИАС, независимо от адреса заявленного/зарегистрированного места проживания (пребывания) Заявителя.

Не забудьте поставить апостиль на справку о несудимости

Для легализации такой справки, чтобы она имела силу за пределами территории Украины, необходимо проставить на такой справке апостиль.

Получение справки о несудимости в бумажном виде онлайн

Если вам необходимо получить справку о несудимости но вы не можете лично обратиться в МВД, или Вам необходимо поставить апостиль (легализовать справку о несудимости для ее вне Украины) вы можете обратиться к специалистам Компании «Первая Юридическая».

Для получения справки (выписки) о несудимости необходимо подать:

  • Заполненное заявление-обращение;
  • Копию паспорта Заявителя или лица, в отношении которого будет получаться данная Выписка;
  • ИНН Заявителя или лица, в отношении которого будет получаться данная Выписка;
  • Доверенность или ордер (в случае подачи запроса уполномоченным лицом).

Если у вас нет времени или сил для получения справки о несудимости, Вы можете обратиться в Компанию «Первая Юридическая». Специалисты компании помогут Вам получить данный документ с дальнейшей легализацией его (апостиль и консульская легализация), чтобы эта Справка имела юридическую силу в любой стране мира.