Все новости
Сортировка:

Опубликовано

Верховная рада приняла «антиколомойский» закон

Когда нужно как можно быстрее получить следующий транш от МВФ, то нужно действовать быстро и не задумываясь. Именно по такому принципу на этой неделе был принят «антиКоломойский» закон. На самом деле закон называется «О  внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования некоторых механизмов регулирования банковской деятельности» и не имеет к олигарху никакого отношения. 

И его нормы теоретически можно будет применить к Приватбанку равно как и к любому банку Украины. 

А вот что он делает по факту: 

  • НБУ теперь независимая, 4-ая ветвь власти. Увеличивается уровень ручного управления всей банковской системы со стороны НБУ и фонда гарантирования вкладов физических лиц (далее – Фонд). С принятием закона о финмониторинге вырисовывается картина безграничных полномочий НБУ, неподконтрольного Украине.
  • прямое нарушение норм Конституции. Согласно предлагаемой  редакции статьи 266-1 КАСУ при обжаловании актов НБУ и Фонда истец может использовать только информацию самого НБУ и Фонда. Фактически уничтожается институт судебной экспертизы и право на свободній выбор доказательств со стороны истца. Также суд будет уполномочен исследовать только вопрос наличия полномочий у НБУ при принятии решения. А было ли такое решение обоснованым — неважно.
  • возможность ликвидировать любой банк по формальным основаниям, за любой долг ( размер не установлен). Причём, владелец, который противоправно будет лишен банка, не получив реального возмещения, так как оценка убытков будет равна цене его продажи и может быть даже ниже размера собственного капитала банка. Вкладчики при этом тоже никак не защищены. 

Для принятия этого закона депутаты потрудились и приняли ещё изменения в регламент в ВРУ,  чтобы обойти разбор более 16 000 поданных поправок. 

Сам законопроект – одно из двух требований для предоставления нового транша МВФ Киеву.

Кредитор плохого не посоветует…

Опубликовано

Пособие по безработице во время карантина: новые правила для незанятых и бизнеса

Пандемия коронавируса SARS-CoV-2 и введенный правительством карантин привели к неизбежному сокращению числа рабочих мест в Украине. Это в свою очередь вызвало рост количества безработных, а потому тема порядка и условий получения пособий по безработице является особенно актуальной как для уволенных работников, так и для работодателей.

Основными нововведениями, касающиеся пособия по безработице на период карантина являются:

1) увеличение размера минимальной помощи по безработице;

2) статус безработного присваивается с первого дня подачи соответствующего заявления в центр занятости;

3) в случае освобождения лица по собственному желанию в период карантина, выплаты начинают начисляться сразу, а не по истечении 90-дневного срока (как это было раньше). При этом, общий срок выплат будет сокращен с 360 до 270 дней.

Но как подать заявление о предоставлении статуса безработного, если я проживаю в населенном пункте, в котором не зарегистрирован?

Теперь заявитель может обратится в наиболее территориально приближенный центр занятости, который обязан рассмотреть документы и принять соответствующее решение.

Для получения статуса безработного и назначения выплаты нужно подать в центр занятости два заявления: о предоставлении / обновления статуса безработного и о назначении / возобновления выплаты пособия по безработице. Во избежание посещения центра занятости эти заявления можно подать онлайн по электронной почте: заранее распечатав и заполнив или написать от руки. Бланки заявлений всегда можно найти на официальном веб-сайте Государственного центра занятости по следующей ссылке: https://www.dcz.gov.ua/storinka/elektronne-podannya-dokumentiv.

Однако после завершения карантина (в течение 10 дней) необходимо обязательно появиться в центр занятости и предоставить все необходимые документы, предусмотренные Порядком регистрации, перерегистрации безработных и ведения учета лиц, ищущих работу.

Отдельно следует отметить введение пособия по частичной безработице на период карантина, предусмотренной изменениями в Закон Украины «О занятости населения».

Этот вид помощи предусмотрен для субъектов малого и среднего предпринимательства. Классификация субъектов хозяйствования предусмотрена статьей 55 Хозяйственного кодекса Украины, согласно которой субъектами малого предпринимательства являются:

физические лица — предприниматели, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины;

юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.

Субъектами крупного предпринимательства являются юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) превышает 250 человек и годовой доход от любой деятельности превышает сумму, эквивалентную 50 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины. Таким образом, те субъекты хозяйствования, которые не подпадают под признаки субъектов крупного или малого предпринимательства, являются субъектами среднего предпринимательства.

Срок, в течение которого оказывается помощь: срок приостановления (сокращения) деятельности и дополнительно 30 календарных дней после завершения карантина.

 Обязательным условием получения пособия по частичной безработице на период карантина является уплата работодателем единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в течение шести месяцев, предшествующих дате остановки деятельности.

Перечень документов, представляемых работодателем в центр занятости (обязательно по месту регистрации его как плательщика единого социального взноса):

1) заявление в произвольной форме;

2) копию приказа с указанием даты начала остановки (сокращение) деятельности;

3) сведения о работниках (фамилия, имя, отчество, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий государственный орган и имеют отметку в паспорте), у которых возникло право на пособие по частичной безработице на период карантина;

4) справку об уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за последние шесть месяцев, предшествующих дате остановки деятельности.

Отдельно следует отметить, что обратится с заявлением о назначении пособия работодатель может обратится в течение 30 календарных дней со дня приостановления (сокращения) производства.

Решение о назначении пособия принимается соответствующим центром занятости в течение 3-х рабочих дней со дня подачи документов.

В случае возникновения вопросов Вы всегда можете обратится в нашу компанию. Мы с радостью проконсультируем, и при необходимости поможем составить и подать все необходимые документы!

Опубликовано

На сегодняшний день на разработке законопроект, который заставит платить НДС такие компании как, Facebook и Viber

Конечно, принятие Верховной Радой этого закона увеличит стоимость услуг для наших граждан, получающих услуги в вышеуказанных иностранных компаний. Для украинских рекламодателей стоимость рекламы увеличится минимум на 20%. Это непосредственно будет касаться таких сервисов, как Facebook, Viber, Netflix, Steam.

В правительстве считают, что это существенно увеличит налоговые поступления, а именно примерно на 3 миллиарда гривен. Однако, НДС оплатят не только зарубежные компании, но и сами украинцы, так как услуги по рекламе станут дороже.

Говоря о самом законопроект, то он содержит в себе следующие изменения:

  • платить НДС начнут нерезиденты, в которых нет представительства в Украине, и которые поставляют физлицам в Украине электронные услуги. В этот список добавляют и посредников в таких операциях.
  • НДС составляет 20% и включается в цену электронных услуг.
  • электронными услугами, считаются все услуги, которые предоставляются через сеть интернет:
    • изображения, тексты, фото;
    • игры (в т.ч. азартные)
    • рекламные услуги в интернете и в мобильных приложениях;
    • услуги по размещению данных в облаке;
    • поставки ПО и обновлений к нему, дистанционное обслуживание ПО и т.д.
  • компании-нерезиденты должны будут зарегистрироваться как плательщики НДС, если за предыдущий год получили за электронные услуги в Украине доход, превышающий 1 млн грн. Такие компании не будут выписывать налоговые накладные и будут подавать декларации в упрощенной форме.
  • штраф в 8500 грн. будут накладывать на те компании, которые не зарегистрируются.

Если проект закона будет принят, он вступает в силу на следующий день после публикации, и будет касаться налоговых периодов после 1 января 2021 года.

Опубликовано

ФОПам, которые вынужденно приостановили свой бизнес из-за карантина, будут выплачивать пособие на детей

Еще 10 апреля 2020 правительство анонсировало идею разработать механизм выплаты помощи физическому лицу-предпринимателю, если на содержании такого ЧП есть дети в возрасте до 10 лет в размере прожиточного минимума.

К сожалению, до сих пор сам механизм не разработан и поэтому предоставить Вам перечень необходимых документов для получения выплат мы не можем.

Однако, можем предположить, что Вам понадобятся: 

— ваши регистрационные документы;

— документы, которые подтвердят уплату налогов, ЕСВ;

— справка о доходах;

— свидетельство / свидетельства о рождении детей. Изменится размер помощи, если ФЛП имеет не одного ребенка, а больше? Сейчас ответа на этот и другие актуальные вопросы нет.

Кроме того, мы советуем частным предпринимателям обратиться в Фонд социального страхования и попытаться получить материальную помощь «по временной потере трудоспособности» в связи с карантином. Мы не можем гарантировать получение вышеуказанной помощи, однако стоит попробовать.

Кстати, для Вашей безопасности, Вы можете отправить заявление в Фонд Социального Страхования средствами электронной связи, а именно на email yrp@fssu.gov.ua или онлайн на официальном сайте.

Опубликовано

Изменения в банковское законодательство с 28.04.2020 года

28.04.2020 вступает в силу Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» в новой редакции.

Статья 14 этого Закона предусматривает, что в случае предоставления услуг по переводу денежных средств Банк обязан провести идентификацию и верификацию плательщика денежных средств и их получателя путем получения следующей информации:

— для плательщика, если физическое лицо (или ФЛП) — фамилия имя отчество, его паспортные данные или ИНН, а также номер счета или уникальный учетный номер финансовой операции. При этом, ни Закон, ни разъяснения НБУ не содержат определения «уникального учетной номера финансовой операции». Вполне вероятно, что законодатель имеет в виду номер счета для оплаты.

— для плательщика, если юридическое лицо — наименование юридического лица, его местонахождение или код ЕГРПОУ, а также номер счета или уникальный учетный номер финансовой операции.

— для получателя средств: если физическое лицо (или ФЛП) — фамилия, имя (и при наличии — отчество), а также номер счета или уникальный учетный номер финансовой операции.

— для получателя средств: если юридическое лицо — наименование юридического лица, а также номер счета или уникальный учетный номер финансовой операции.

Предоставленную выше информацию Банк проверяет с помощью доступных ему официальных источников. Только при условии подтверждения предоставленной плательщиком информации официальных источников, Банк переводит денежные средства. На наш взгляд, некоторые финансовые операции могут затягиватся отныне во времени …. из-за необходимости проведения проверки. Банк получателя так же может потребовать такую ​​информацию от Банка-плательщика.

При этом, в случае суммы финансовой операции в 30 000 грн (включительно), а также в эквиваленте любой валюты к гривне на эту сумму, в случае если плательщик перечисляет денежные средства с помощью электронного платежного средства, Банку достаточно информации о счетах плательщика и получателя, или уникального номера финансовой операции. С помощью данных электронного платежного средства плательщика Банк получает исчерпывающую информацию.

Исключение составляет лишь возникновения у Банка подозрения, что финансовая операция или совокупность связанных между собой финансовых операций могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения.

Также освобождаются от процедуры проведения верификации и идентификации плательщиков при переводе средств на сумму, меньше чем 30 000 гривен, или сумму, эквивалентную указанной сумме, в том числе в иностранной валюте, для зачисления на счет получателя исключительно с целью оплаты стоимости товаров, работ, услуг, при условии, что субъект первичного финансового мониторинга, предоставляющая услуги по переводу средств получателю, может осуществить отслеживание через получателя с помощью уникального учетного номера финансовой операции перевода средств в и определить лицо, которое заключило договор с получателем о поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Если плательщик вносит наличные в кассу Банка без открытия банковского счета на сумму более 5000 грн, то Банк проводит верификацию и идентификацию согласно запрашиваемой информации выше.

Опубликовано

Гоструда и Минздрав рекомендуют дистанционную роботу из-за угрозы коронавируса.

Изменения, произошедшие в повседневной жизни украинцев через введенный карантин в связи с распространением острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2 (далее — «COVID-19») в первую очередь отразились на режиме работе большинства работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, которые были вынуждены перейти на удаленный режим работы.

Так, начальным этапом к внедрению удаленного режима работы в условиях карантина стали рекомендации Кабинета Министров Украины, закреплены постановлением Кабинета Министров Украины от 11.03.2020 года № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавируса SARS-CoV- 2» (В редакции постановления от 16 марта 2020 № 215), согласно пункту 6 которой всем центральным и местным органам исполнительной власти, другим государственным органам, органам местного самоуправления, а также предприятиям, учреждениям, организациям было рекомендовано обеспечить организацию посменной работы сотрудников, а при технической возможности — также работы в режиме реального времени через Интернет.

Впоследствии, согласно Закону Украины от 17.03.2020 года № 530-их «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» на период установления карантина было предусмотрено право работодателя поручать работникам выполнения работы дома. Однако, на момент принятия указанного закона единственным нормативным документом, регламентирующим порядок организации надомного труда было давно устаревшее Положение об условиях труда надомников, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.09.1981 № 275 / 17-99), использование которого в языках карантина практически невозможно.

Наконец, механизмом к законодательному введению дистанционного режима работы стал Закон Украины от 30.03.2020 года № 540 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-2019)» , который вступил в силу 02.04.2020 года (далее также — «Закон № 540»), которым были внесены изменения и дополнения, в частности, в Кодекс законов о труде Украины (далее — «КЗоТ Украины»), статьи которого было соответственно дополнены и изложены в новой редакции (ст. 21, 60, 113 , Заключительные положения КЗоТ Украины).

Так, теперь статьей 60 КЗоТ Украины закреплено законодательное определение понятия дистанционной (надомной) работы, под которой понимается такая форма организации труда, когда работа выполняется работником по месту его жительства или в другом месте по его выбору, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий , но вне помещения работодателя.

При этом на время угрозы распространения эпидемии, пандемии и / или на время угрозы военного, техногенного, природного или иного характера (далее также — «непредвиденные обстоятельства») законодатель предусмотрел право работодателя вводить дистанционный режим работы непосредственно путем издания соответствующего приказа (распоряжения) без обязанности «языкового заключения в письменной форме трудового договора о дистанционной (надомной) работу.

Итак, в нынешних условиях существования карантина и внедрение противоэпидемических мероприятий в связи с распространением COVID-2019 работодатели имеют возможность введения для определенных категорий работников удаленный (дистанционный) режим работы. Конечно, как правило, это может касаться только определенных категорий офисных работников, которые могут эффективно выполнять свои трудовые функции дистанционно с использованием доступных интернет-ресурсов и программ без потери качественных показателей их работы. В таком случае, работодатель должен позаботиться об обеспечении таких работников необходимыми средствами труда (персональным компьютером, интернетом, доступ к соответствующим базам данных и т.д.).

Что касается оформления дистанционного режима работы работников в условиях карантина, то для этого работодателю достаточно подготовить приказ о введении дистанционного (надомного) режима работы и ознакомить с ним соответствующих работников под личную подпись. *

* Стоит отметить, что законодателем, к сожалению, не было внесено предостережение о непременении нормы части третьей статьи 32 КЗоТ Украины при введении работодателем дистанционного режима работы на время угрозы распространения эпидемии, пандемии и / или на время угрозы военного, техногенного, природного или иного характера. Конечно, в условиях внезапности и непредсказуемости возникновения таких обстоятельств вполне очевидно несостоятельность работодателя заблаговременно предусмотреть и заранее предупредить об их возникновении работников за 2 (два) месяца, но это было бы целесообразным.

Кроме этого, на наш взгляд, не урегулированным остался вопрос последствий отказа работника от изменения такого существенного условия труда как изменение режима труда при непредвиденных обстоятельств, хотя такое развитие событий и маловероятно, ведь по общему правилу, если прежние существенные условия труда не могут быть сохранены, а работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то трудовой договор прекращается по пункту 6 статьи 36 настоящего КЗоТ Украины.

В приказе о введении дистанционного (надомного) режима работы во время карантина работодателю необходимо предусмотреть:

1) дату, с которой вводится дистанционный (надомный) режим работы и срок его введения. По нашему убеждению вполне уместно указание в приказе о введении такого дистанционного режима работы — до окончания ограничительных мер в связи с карантином, во избежание подготовки дополнительных приказов о продлении срока дистанционного (надомного) режима работы;

2) категории (должности) работников и определить фамилии соответствующих работников, для которых устанавливается дистанционный режим работы;

3) предусмотреть график работы работников, для которых устанавливается дистанционный (надомный) режим работы (даты начала и окончания работы, время перерыва для отдыха и питания), или если такой график работы вполне совпадает с правилами внутреннего трудового распорядка предприятия, где работают указанные работники, в приказе рекомендуем сделать оговорку о распространении на таких работников правил внутреннего трудового распорядка. Это обусловлено, что по общему правилу на работников, для которых устанавливается дистанционный (надомный) режим работы не распространяются правила внутреннего трудового распорядка предприятия, где они работают, так как работники, работая в условиях удаленной (дистанционной) работы распределяют рабочее время по своему усмотрению;

4) предусмотреть возложение на соответствующих работников дополнительных обязанностей, связанных с дистанционным режимом работы (например, обязанность просматривать свою рабочую электронную почту, участвовать в видео / аудио конференциях, связанных с исполнением своих должностных обязанностей, отвечать на телефонные звонки руководства и т.д.).

Важно то, что работа сотрудников в дистанционном режиме работы не влечет за собой каких-либо ограничений объема трудовых прав работников, ведь такие работники имеют аналогичные права с теми работниками, которые работают в обычном режиме — по местонахождению офиса работодателя: право на оплату своего труда в полном размере и сроки, предусмотренные трудовым договором (если иное не было согласовано между работодателем и работником), право на соблюдение нормы рабочего времени (не более 40 часов в неделю) и другие, а также право на соблюдение социальных гарантий работников (право на оплачиваемый ежегодный отпуск, дополнительный отпуск в случаях, предусмотренных действующим законодательством, право на оплату временной нетрудоспособности и т.д.).

Таким образом, введение дистанционного режима работы для работников во время действия ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения коронавируса, которые свободно могут выполнять такую ​​работу дома, в период действия карантина является весьма целесообразным и необходимым шагом, который позволяет не только эффективно выполнять свою работу дома, но и сохранить свое здоровье и здоровье других.

Опубликовано

Налоговые льготы и изменения для бизнеса на время карантина

Власти страны продолжают принимать решения для стабилизации экономики в период борьбы с Коронавирусная болезнью (COVID-19).

Так, Верховной Радой принят ряд законов с целью стабилизации экономики и поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни.

Сейчас принято и вступили в силу три закона:

  1. Закон Украины от 17 марта 2020 № 530-их «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» (Закон № 530-IX);
  2. Закон Украины от 17 марта 2020 № 533-их «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения короновирусной болезни (COVID-19)» (далее — закон № 533-IX);
  3. Закон Украины от 30 марта 2020 року.№ 540-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)» (Закон № 540-IX).

Каждым из перечисленных законов установлен ряд льгот для бизнеса, рассмотрим льготы предусмотрены каждым из Законов.

Законом № 530-IX определены следующие налоговые изменения:

  • временно, для осуществления мероприятий по предотвращению возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19) освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по ввозу на таможенную территорию Украины лекарственных средств, медицинских изделий и / или медицинского оборудования, необходимых для выполнения мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19), перечень которых определен Кабинетом Министров Украины.
  • освобождаются от уплаты ввозной пошлины лекарственные средства, медицинские изделия и / или медицинское оборудование, необходимые для выполнения мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19), перечень которых определен Кабинетом Министров Украина.

Данные нормы будут действовать в течение трех месяцев со дня опубликования Закона № 530-IX. Закон №530-IX опубликовано 17.03.2020 г.. в газете «Голос Украины» № 51.

Также, данным Законом внесены изменения в статью 26 Закона Украины «Об отпусках» и дополнен частью третьей следующего содержания:

«В случае установления Кабинетом Министров Украины карантина в соответствии с Законом Украины» О защите населения от инфекционных болезней «срок пребывания в отпуске без сохранения заработной платы на период карантина не включается в общий срок, установленный частью первой настоящей статьи».

Данная норма является очень важной, поскольку отпуск за свой счет по соглашению сторон продолжительностью более 15 календарных дней является нарушение КЗоТ. Учитывая период карантина работодатели рисковали получить админштраф за нарушение трудового законодательства. А за данное нарушение предусматривается ответственность должносных лиц от 510 до 1700 грн (ч. 1 ст. 41 Кап).

Поскольку Законом не определен порядок предоставления данных отпусков, считаем, что данные отпуска предоставляются по соглашению сторон — работника и работодателя. В свое время аналогичный вывод о предоставлении соответствующих отпусков именно по соглашению сторон делало и Минсоцполитики в письме от 19.09.2013 г.. № 416/13 / 116-13. Поэтому мы не советуем работодателям выступать инициаторами предоставления указанных отпусков.

Важной и значимой нормой данного закона для работодателей являются:

работодатель может поручить работнику, в том числе государственному служащему, служащему органа местного самоуправления, выполнять в течение определенного периода работу, определенную трудовым договором, дома, а также предоставлять работнику, в том числе государственному служащему, служащему органа местного самоуправления, с его согласия отпуск.

Законом № 533-IX определены следующие налоговые изменения:

  • за нарушение налогового законодательства штрафные санкции не применяются, кроме санкций за:

— нарушение требований к договорам долгосрочного страхования жизни или договоров страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения, в частности, страхование дополнительной пенсии;

— отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа;

— нарушение правил учета, производства и оборота горючего или спирта этилового на акцизных складах, применяются на общих основаниях;

— нарушение начисления, декларирования и уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога, рентной платы.

В период с 1 марта по 31 мая 2020 налогоплательщикам не начисляется пеня, а начисленная, но не уплаченная за этот период, — подлежит списанию.

Данные норма касается нарушений, совершенных в период с 1 марта по 31 мая 2020 года.

Законом № 540-IX расширен перечень правонарушений, за которые будут применяться штрафные санкции:

— учета, производства, хранения и транспортировки горючего, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий;

— целевого использования горючего, спирта этилового налогоплательщиками;

— оборудование акцизных складов расходомерами-счетчиками и / или равномерамы-счетчиками;

— осуществление функций, определенных законодательством в сфере производства и обращения спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, топлива;

— осуществление субъектами хозяйствования операций по реализации горючего или спирта этилового без регистрации таких субъектов плательщиками акцизного налога.

  • Установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок, кроме документальных внеплановых проверок по основаниям, определенных пп. 78.1.8 ст. 78 Кодекса.

Информация о переносе документальных плановых проверок, в соответствии с планом-графиком проведения плановых документальных проверок должны были начаться в период с 18 марта по 31 мая 2020 года и на день вступления в силу Закона № 533-IX ни были начаты, включается в обновленный план-график, который обнародуется на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, до 30 марта 2020 года.

Документальные и фактические проверки, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены, временно останавливаются на период до 31 мая 2020 года. Такая остановка прерывает срок проведения проверки и не требует принятия каких-либо дополнительных решений контролирующим органом.

На период с 18 марта по 31 мая 2020 останавливается течение сроков давности, предусмотренных ст. 102 Кодекса.

  • Не начисляется и не уплачивается плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) за земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, физических или юридических лиц, и используются ими в хозяйственной деятельности. За период с 1 марта по 30 апреля 2020 года.

Однако Законом № 540-IX внесены изменения и определен период неуплаты налога с 1 марта по 31 марта 2020г.

  • Объекты нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических или юридических лиц, не являющихся объектом налогообложения налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в соответствии со статьей 266 настоящего Кодекса в период с 1 марта по 30 апреля 2020 года.

Однако Законом № 540-IX внесены изменения и определен период неуплаты налога с 1 марта по 31 марта 2020г.

  • Физические лица — предприниматели, лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, и члены фермерского хозяйства временно освобождаются от начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый взнос)

Данное ослабление применяется только в части сумм, подлежащих начислению, исчислению и уплате такими лицами за себя, в случае использования труда наемных работников начислять ЕСВ придется, но при условии, что работнику начислено хоть 1 гривну заработной платы. При этом следует учитывать тот факт, что начисления ЕСВ нужно осуществить как минимум с минимальной заработной платы.

  • Временно штрафные санкции, определенные частью одиннадцатой ст. 25 Закона № 2464, не применяются за следующие нарушения:

— несвоевременная уплата (несвоевременное перечисление) единого взноса;

— неполная уплата или несвоевременная уплата суммы единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется единый взнос (авансовых платежей);

— несвоевременное представление отчетности, предусмотренной Законом № 2464, в контролирующие органы.

Законом № 533-IX определено, что санкции не применяются к нарушениям, совершенных в периоды:

— с 1 марта по 31 марта 2020 года;

— с 1 апреля по 30 апреля 2020 года.

Законом № 540-IX внесены изменения и определены последующий период до которого применяются штрафные санкции:

— с 1 марта по 31 марта 2020 года;

— с 1 апреля по 30 апреля 2020 года;

— с 1 мая по 31 мая 2020 года.

  • Плательщикам единого взноса не начисляется пеня, а начисленная пеня за эти периоды подлежит списанию.

Законом № 533-IX определено, что санкции не применяются к нарушениям, совершенных в периоды:

— с 1 марта по 31 марта 2020 года;

— с 1 апреля по 30 апреля 2020 года.

Законом № 540-IX внесены изменения и определены последующий период до которого применяются штрафные санкции:

— с 1 марта по 31 марта 2020 года;

— с 1 апреля по 30 апреля 2020 года;

— с 1 мая по 31 мая 2020 года.

  • Установлен мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, отчисленная и уплаты единого взноса

Законом № 533-IX определено, что мораторий на проведение проверок установлено на период с 18 марта по 18 мая 2020 года.

Законом № 540-IX продлен данный срок до 31 мая 2020 года.

  • отсрочено применения регистраторов расчетных операций (далее — РРО) и / или программных РРО для физических лиц — предпринимателей — плательщиков единого налога II — IV групп.

Отсрочено:

— до 1 августа 2020 внедрения применения программных РРО;

— до 1 января 2021 применения РРО и / или программных РРО для отдельных видов деятельности (рестораны, автозапчасти, текстиль, медуслуги, торговля через интернет и т.д.);

— до 1 апреля 2021 введения обязательного использования РРО и / или программных РРО для всех плательщиков единого налога II — IV групп.

Законом № 540-IX определены следующие налоговые изменения:

  • Повышение лимитов дохода плательщиков единого налога:

для I группы ЕН — 1 млн грн вместо 300 тыс. грн;

• для физлиц- «единщиков» II группы — 5 млн грн вместо 1 500 000 грн;

• для физлиц- «единщиков» и юрлиц- «единщиков» III группы — 7 млн грн вместо 5 млн грн.

Как рассчитываются предельные суммы лимитов для «единщиков» I-III групп в 2020 году: разъяснения от ГНС

Закон обратной силы не имеет. Нет в Законе № 540-IX и специальных норм о том, что увеличение объема доходов действует с 2020 года. Это отмечают и налоговики в их разъяснении. В частности, позиция ГНС, в 2020 году:

• старые размеры доходов действовали в течение 92-х из 366-ти календарных дней: с 1 января по 1 апреля 2020 (включительно);

• новые размеры доходов будут действовать в течение 274 календарных дней: со 2 апреля по 31 декабря 2020 года.

Из-за этого размер дохода за весь 2020 будет меньше, чем установлено Законом № 540.

Например, для единщиков 3-й группы расчет будет такой:

• 5000000 лимита * 92/366 календарных дней = 1256 830,60 грн.

• 7000000 лимита * 274/366 календарных дней = 5240 437,16 грн.

Итак, лимит на весь 2020 составляет: 6497 267,76 грн, то есть меньше чем 7000000 грн.

Для плательщиков ЕН 1 и 2 группы лимиты соответственно составляют чуть более 824 тыс. грн и 4120 тыс. грн.

  • Местным властям разрешено уменьшить ставки единого налога для I и II групп на время карантина.
  • Временно, на период до 31 мая 2020 (включительно), останавливается течение сроков, установленных ст. 56 НКУ (в части процедуры административного обжалования), по жалобам налогоплательщиков (кроме жалоб относительно законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость и / или отрицательного значения налога на добавленную стоимость), поступивших (поступят) до 31 мая 2020 и / или которые не рассмотрены по состоянию на 18 марта 2020
  • Плательщики налога на прибыль освобождены от применения налоговых разниц предусмотренных п. 140.5.9 Налогового кодекса Украины (ограничения по отнесению в состав расходов более 4 процентов налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года) касательно средств (стоимости лекарственных средств) которые добровольно ними перечисленых (переданы) для оказания медицинской помощи больным коронавирус.
  • На период действия карантина, ввоз на территорию Украины и поставки на территории Украины товаров (в том числе лекарственных средств, медицинских изделий и / или медицинского оборудования), необходимых для выполнения мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость. Перечень таких товаров определяется Кабинетом Министров Украины.
Опубликовано

Регистрация бизнеса во время карантина

Появление на территории Украины вирусной инфекции COVID-19 стала причиной введения карантина, который в свою очередь стал большим вызовом для экономики Украины и в соответствии бизнеса. Введены во время действия карантина ограничения, значительное повлияли на ведение предпринимательской деятельности и обусловили приостановление, сокращение некоторых бизнес-процессов, а также, к сожалению, закрытие бизнеса. Но несмотря на ограничения, которые действуют во время карантина есть такие предприниматели которые в действующих на сегодняшний условиях находят решение для продолжения или начала нового бизнеса.

Поэтому целесообразно рассмотреть вопрос о государственной регистрации бизнеса в условиях карантина, то есть создание юридических лиц и регистрации физических лиц-предпринимателей.

Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований» (Закон — 755) предусмотрено два способа подачи документов для регистрации, а именно представление в бумажной и электронной форме.

Для подачи документов в бумажной форме гражданину лично или представителю необходимо подготовить предусмотренный Законом — 755 пакет документов, посетить Центр предоставления административных услуг и подать документы на регистрацию. В условиях карантина данный способ невозможен, так как центры предоставления административных услуг закрыты и не ведут прием граждан. Кроме того, существует способ предоставления пакета документов для государственной регистрации почтовым отправлением, но следует заметить, что в случае представления документов таким способом подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации должна быть удостоверена нотариально.

Следующий способ подачи документов — электронная форма. В настоящее время существует два портала электронных сервисов, через которые возможно создать юридическое лицо и получить статус физического лица-предпринимателя, это вебпортал «Онлайн дом юстиции» и, с недавнего времени, онлайн сервис государственных услуг «Действие». Так регистрационные услуги можно получить на указанных выше вебпорталах.

Рассмотрим первый — через «Онлайн дом юстиции» можно: зарегистрировать или ликвидировать физическое лицо-предпринимателя; зарегистрировать создания общества с ограниченной ответственностью, которое осуществляет деятельность на основании модельного устава; зарегистрировать переход юридического лица на деятельность на основании модельного устава. Второй сервис — государственный вебпортал «Действие», воспользовавшись услугами которого есть возможность зарегистрировать физическое лицо-предпринимателя. Осуществить регистрационные действия через электронные сервисы возможно только при условии подписания заявителем заявления с использованием средств электронной идентификации с высоким уровнем доверия. Получить электронную подпись можно в аккредитованном центре сертификации ключей или других государственных центрах, таких как, например, АЦСК Налоговой службы, Приватбанка и других.

Учитывая вышесказанное, следует отметить, что перечень регистрационных действий для юридических лиц и физических лиц-предпринимателей через электронные сервисы есть несколько ограниченным. Например, через «Онлайн дом юстиции» невозможно осуществить регистрацию юридического лица на основании собственного устава, а если в дальнейшем возникнет необходимость внесения изменений о юридическом лице, это также сделать будет невозможно. На государственном вебпортал «Действие» в настоящее время нет возможности осуществить внесение некоторых изменений в сведения о ФЛП таких как, изменение фамилии, имени, отчества, изменение места жительства.

С недавнего времени действующим законодательством предоставлено право осуществления регистрационных действий по созданию юридических лиц и физических лиц-предпринимателей частными нотариусами. Такой способ является удобным, но довольно затратным. Учитывая, что регистрация создания юридического лица и СПД по законодательству является бесплатной, нотариусы все же берут немалые деньги за свои услуги. Кроме того, не все нотариусы предоставляют услуги по регистрации, поэтому учитывая условия карантина, самоизоляции, ограниченного движения транспорта нужно иметь время, чтобы найти нотариуса, который согласится выполнить следующие регистрационные действия.

Таким образом, можно сделать вывод, что при желании или необходимости зарегистрировать юридическое лицо или физическое лицо-предпринимателя возможно даже при введенных в Украине карантина.

Опубликовано

С 16 апреля Киев ограничивает въезд в город

С сегодняшнего дня, 16 апреля, максимально усиленный контроль на основных въездах в столицу Украины — город Киев. Водителям и пассажирам транспорта на въездах в город будут проверять температуру. Об этом мэр Киева Виталий Кличко заявил во время онлайн пресс-конференции.

«Мы установили 9 пропускных пунктов, где все авто идут в город, проверять медики и правоохранители. Такие строгие ограничения обусловлены тем, что, по прогнозам медиков, после праздников может произойти резкое увеличение количества больных коронавирус. Чтобы предотвратить такой сценарий, чтобы не допустить коллапса в больницах, мы вводим такие ограничительные меры. Я обращаюсь, в частности, к руководителям предприятий, к работодателям: в ближайшие несколько дней максимально обеспечить дистанционную работу сотрудников», — отметил Виталий Кличко.

Мэр также напомнил, что за время введения карантина в Киеве полиция составила почти 900 протоколов в отношении нарушителей правил ограничения.

Также накануне, 14 апреля, мэр Киева напомнил, что согласно решению комиссии по чрезвычайным ситуациям, в поминальные дни все кладбища Киева будут закрыты, а именно поминовения перенесено на 6 июня.

Как известно, согласно Постановлению КМУ № 211 от 11 марта 2020 года «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавируса SARS-CoV-2» Кабинет министров поручил областным, Киевской городской государственным администрациям установить особый режим на въездах и выездах на / с территории областей граждан и транспортных средств, организовать мониторинг состояния здоровья путешествующих путем бесконтактного измерения температуры, а в случае ухудшения эпидемической ситуации ограничить перемещения между областями.

Кроме того регионам позволили создать на въездах и выездах на / с территории областей контрольно-пропускные пункты, привлекать в установленном порядке для работы в этих пунктах военнослужащих, работников, материально-технические и транспортные средства предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, частей и подразделений Министерства обороны и Министерства внутренних дел, а в случае ухудшения эпидемической ситуации, ограничить перемещения между областями.

Опубликовано

Изменения в трудвое законодательство

30 марта 2020 Верховной Радой Украины был принят Закон Украины № 540-их «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19), которым вносились определенные изменения в трудовые отношения во время карантина, а именно в Кодекс законов о труде (далее — КЗоТ) и Закона Украины «о занятости населения». Рассмотрим более подробно о данных изменениях.

Остановлены сроки исковой давности

Во время действия карантина все сроки, определенные КЗоТ и другими кодексами, в том числе, процессуальные сроки по изменению предмета или основания иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, представление доказательств, истребования доказательств, обеспечения доказательств, а также сроки обращения в административный суд, представление отзыва и ответы на отзыв, возражения, объяснения третьего лица по иску или отзыва, оставления искового заявления без движения, возвращение искового заявления, предъявление встречного иска, рассмотрения административного дела, апелляционного обжалования, рассмотрения апелляционной жалобы, кассационного обжалования, рассмотрения кассационной жалобы, представления заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся или исключительными обстоятельствами продолжаются на срок действия такого карантина.

Новое определение «Трудовой договор»

Согласно новой редакции статьи 21 КЗоТ «Трудовым договором является соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон».

Также работнику разрешено одновременно заключать трудовой договор с одним или несколькими предприятиями, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором или соглашением сторон.

Гибкий режим рабочего времени.

По согласованию между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом для работника может устанавливаться гибкий режим рабочего времени на определенный срок или бессрочно как при приеме на работу, так и впоследствии.

На время угрозы распространения эпидемии, пандемии и / или на время угрозы военного, техногенного, природного или иного характера условие о дистанционном (надомную) работу и гибкий режим рабочего времени может устанавливаться в приказе (распоряжении) собственника или уполномоченного им органа без обязательного заключения в письменной форме трудового договора о дистанционной (надомной) работу.

Гибкий режим рабочего времени — это форма организации труда, которой допускается установление режима работы, что является отличным от определенного правилами внутреннего трудового распорядка, при условии соблюдения установленной дневной, недельной или на определенный учетный период (две недели, месяц и т.д.) нормы продолжительности рабочего времени.

Дистанционная (надомная) работа.

Дистанционная (надомная) работа — это такая форма организации труда, когда работа выполняется работником по месту его жительства или в другом месте по его выбору, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий, но вне помещения работодателя.

При дистанционной (надомной) работе работники распределяют рабочее время по своему усмотрению, на них не распространяются правила внутреннего трудового распорядка, если иное не предусмотрено в трудовом договоре.

Договор о дистанционной (надомной) работе, согласно статье 24 КЗоТ, обязательно заключается в письменной форме.

Выполнение дистанционной (надомной) работы не влечет за собой каких-либо ограничений объема трудовых прав работников.

Простой и способ оплаты труда во время простоя

Время простоя не по вине работника, в том числе на период объявления карантина, оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).

О начале простоя, кроме простоя структурного подразделения или всего предприятия, работник должен предупредить собственника или уполномоченный им орган или бригадира, мастера или должностных лиц.

Время простоя по вине работника не оплачивается.

На период освоения нового производства (продукции) собственник или уполномоченный им орган может осуществлять рабочим доплату до прежнего среднего заработка на срок не более шести месяцев.

Помощь по частичной безработице

Частично внесены изменения в ЗУ «О занятости населения» в части помощи по частичной безработице.

Право на пособие по частичной безработице имеют застрахованные лица, с которыми работодателем оформлении трудовых отношениях.

Помощь по частичной безработице устанавливается за каждый час, на которую работнику было сокращено предусмотренную законодательством продолжительность рабочего времени из расчета двух третей тарифной ставки (оклада), установленной работнику соответствующего разряда.

Для получения помощи по частичной безработице работодатель имеет право обратиться в течение 30 календарных дней со дня приостановления (сокращения) производства, в службу занятости по месту регистрации его как плательщика единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и представляет следующие документы:

1) заявление в произвольной форме;

2) копию приказа с указанием даты начала остановки (сокращения) производства и перечнем мероприятий по предотвращению возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19), предусмотренных карантином, установленным Кабинетом Министров Украины;

3) сведения о работниках (фамилия, имя, отчество, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий государственный орган и имеют отметку в паспорте), у которых возникло право на пособие по частичной безработице согласно этой статье;

4) справку об отсутствии задолженности по выплате заработной платы и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, возникшая в течение пяти лет, предшествующих году остановки (сокращение) производства.