Разрешение Споров

Применение механизмов досудебного урегулирования споров это самый быстрый и менее затратный способ разрешения конфликта между сторонами договора мирным путем. В досудебном порядке можно попытаться разрешить спор без привлечения специалистов (юриста, адвоката) и найти взаимоприемлемое решение путем переговоров.

Если же путь разрешения конфликта путем переговоров не приводит к нахождению компромисса между сторонами, тогда нужно формализовать процесс и переходить к другим досудебным путям защиты своих нарушенных прав – в Украине это претензионный порядок и относительно новый способ: медиация, которая является особой внесудебной процедурой урегулирования конфликта (спора), регулируемого специальным законом Украины «О медиации» № 1875-IX от 16 ноября 2021 года. Мы же предлагаем более подробно рассмотреть в этой статье некоторые особенности наиболее распространенного в украинской практике способа досудебного урегулирования спора путем предъявления претензии.

По общему правилу участники хозяйственных отношений, нарушивших имущественные права или законные интересы других субъектов, обязаны возобновить их, не дожидаясь предъявления им претензии или обращения в суд. Претензионный порядок защиты своих нарушенных прав является дополнительным средством правовой защиты, и его использование обычно является добровольным, однако, в некоторых случаях, прямо предусмотренным законами, использование такого средства является обязательным.

В основном такие обязательные нормы содержатся в международных договорах Украины, ратифицированных Верховной Радой Украины, которые согласно статье 19 закона Украины от 29 июня 2004 года № 1906-IV «О международных договорах Украины» являются частью национального законодательства. И даже больше, если в таких договорах установлены другие правила, чем предусмотренные законодательством Украины, то применяются правила международного договора. Так, в качестве примера можно привести статью 31 Конвенции об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, согласие на обязательность которой предоставлено Верховной Радой Украины путем присоединения к ней в соответствии с законом от 17 декабря 2008 года N 685-VI. В этой статье четко указано, что лицо, имеющее право на получение поврежденного багажа или груза, должно направить перевозчику претензию немедленно после обнаружения повреждения и не позднее семи дней с даты получения зарегистрированного багажа и четырнадцати дней с даты получения груза. При отсутствии претензий в вышеуказанные сроки никакие иски против перевозчика не принимаются, кроме случая обмана со стороны последнего.

Порядок предъявления претензии и требования к ней регламентируются статьей 222 Хозяйственного кодекса Украины. Так, в претензии должны указываться:

  • полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется;
  • дата предъявления и номер претензии;
  • обстоятельства, из которых предъявлено претензию;
  • доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • требования заявителя со ссылкой на нормативные акты;
  • сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
  • платежные реквизиты заявителя претензии, а также перечень прилагаемых к претензии документов.

Следует отметить, что все документы, подтверждающие требования заявителя, прилагаются в оригиналах или должным образом заверенных копиях. Имеющиеся у другой стороны документы могут не прилагаться к претензии, но об этом нужно заявить в тексте претензии. Также нужно не забыть добавить к претензии отдельные расчеты неустойки, понесенного ущерба (если такие требования заявляются в претензии), а также заключения экспертов, свидетельские показания и другие материальные доказательства (при наличии).

Невыполнение или ненадлежащее исполнение условия обязательного досудебного порядка урегулирования спора (сроков, порядка осуществления и т.п.) может привести к возвращению искового заявления судьей. Такое право судьи содержится в статье 174 Хозяйственного процессуального кодекса Украины. Учитывая это, юридическая фирма «ПЕРВАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ» рекомендует не пренебрегать качественным правовым сопровождением и обращаться за консультацией сразу, как только узнали о нарушении своего права, еще на этапе выбора возможного способа защиты своих прав, чтобы не совершить непоправимых ошибок, цена которых может быть высокой, или не пропустить важные процессуальные сроки, после истечения которых судебная защита уже будет вообще невозможна или сильно усложнена.

Преимуществами обращения за услугами в консалтинговую компанию «FIRST LEGAL», расположенную в городе Киев, еще до стадии судебного разбирательства спора является то, что ваше дело попадет в руки профессионалов высокой степени, которые не оставят без внимания малейшие мелочи ситуации, что сложилось. При этом как можно быстрее получить консультацию или нанять юристов и адвокатов в Киеве и Украине для качественного сопровождения можно онлайн, зайдя на страницу сайта юридической фирмы «ПЕРВАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ», или позвонив по телефонам, размещенным на сайте. О клиентоориентированности юридической фирмы «FIRST LEGAL» и высоком качестве свидетельствуют многочисленные отзывы клиентов, которые могут пополниться и вашим отзывом, составленным по результатам полученных услуг. Не медлите, обращайтесь и мы вам поможем!