Все новости
Сортировка:

Опубликовано Рубрики Законодательство, НовостиДобавить комментарий к записи Когда досудебное урегулирование спора является обязательным?

Когда досудебное урегулирование спора является обязательным?

При выполнении гражданско-правовых соглашений иногда возникают ситуации неисполнения или ненадлежащего выполнения одной из сторон своих договорных обязательств, соответственно возникает спор между сторонами. Не всегда общий принцип разрешения спорных вопросов путем переговоров приводит к нахождению компромисса сторонами и тогда нужно защищать свои затронутые права другим путем. Для урегулирования таких ситуаций существует как досудебный, так и судебный порядок.

Практика свидетельствует о том, что разрешение гражданско-правовых и/или хозяйственных споров путем их досудебного урегулирования иногда приносит свои результаты и стороны находят взаимопонимание. Разрешение же в досудебном порядке споров в сфере публичного права почти нереально, поскольку соответствующие должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления и т.п., действия или бездействие которых привели к возникновению спора, почти никогда не признают ни своих ошибок, ни ошибок своих подчиненных и не идут на компромисс в досудебном порядке, хотя способ разрешения таких споров из-за обжалования деяний в вышестоящую инстанцию предусмотрен действующим законодательством во многих случаях. В качестве примера можно привести соответствующие нормы главы 4 Налогового кодекса Украины, которым предусмотрена возможность обжалования решений налоговых органов путем подачи жалобы в контролирующий орган высшего уровня, но в подавляющем большинстве случаев эта стадия не приносит никаких результатов и, в конце концов, спор разрешается в суде. В связи с этим мы предлагаем рассмотреть в этой статье некоторые особенности досудебного порядка урегулирования спора в частно-правовых (а не публично-правовых) отношениях и когда такой порядок обязателен для сторон.

Действующее хозяйственное законодательство Украины предусматривает процедуру досудебного урегулирования спора путем предъявления претензии, которая должна быть оформлена с соблюдением соответствующих требований законодательства (статья 222 Хозяйственного кодекса Украины). Хотя, по общему правилу, претензионный порядок защиты своих нарушенных прав является дополнительным, а не основным средством правовой защиты, и использование или неиспользование такого средства никак не влияет на возможность подать сразу иск в суд, однако, в некоторых случаях, использование такого средства является обязательным.

Институт обязательного применения досудебного порядка урегулирования споров в Украине проходит сложный путь развития. Еще 9 июля 2002 года Конституционный Суд Украины в процессе толкования части 2 статьи 124 Конституции Украины принял решение № 15-рп/2002, в котором пришел к выводу о том, что обязательное досудебное урегулирование споров, исключающее принятие искового заявления к рассмотрению и осуществлению согласно ему правосудия, нарушает право лица на судебную защиту. Использование субъектами правоотношений досудебного урегулирования споров может быть дополнительным средством правовой защиты и его использование является правом, а не обязанностью лица, нуждающегося в такой защите. Установление законом обязательного досудебного разрешения спора ограничивает возможность реализации права на судебную защиту. Таким образом, отрицалась возможность законодательного установления обязательности досудебного урегулирования споров и этот метод оставался факультативным, который может быть использован с согласия сторон, как оформленным в договоре, так и нет.

02.06.2016 Законом Украины № 1401-VIII «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» были внесены изменения, в том числе и в статью 124 Основного закона, и теперь часть третья этой статьи предусматривает, что законом может быть определен обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Соответствующие изменения были внесены во все процессуальные кодексы, в которых появилась норма о том, что отсутствие доказательств принятия мер досудебного урегулирования спора в случае, когда такие меры обязательны по закону, являются основанием для возвращения искового заявления. Следовательно, главным фактором для применения в обязательном порядке досудебного способа урегулирования спора является соответствующая императивная норма в законе, в других случаях этот способ является добровольным.

Применение досудебного урегулирования спора важно и с точки зрения уменьшения нагрузки на судебные органы, и для повышения правовой культуры ведения бизнеса и нахождения взаимоприемлемых способов решения спорных вопросов непосредственными участниками спора, и через задекларированный путь Украины на европейскую интеграцию, где, в основном, действует принцип, обязывающий стороны спора принимать все необходимые меры перед тем, как они убедятся в безальтернативности и неотвратимости передачи спора на рассмотрение суда. К сожалению, во внутренних законах Украины так и остались нормы, не обязывающие стороны договора применять досудебный порядок урегулирования споров, а имеющие дефиниции типа стороны «могут» или «вправе» сделать это в досудебном порядке (предъявить претензию, жалобу, требование и т.п.). Прогрессивным стало принятие 16 ноября 2021 г. Верховной Радой Украины закона № 1875-IX «О медиации», которым регламентируется порядок проведения медиации, как внесудебной процедуры урегулирования конфликта (спора). При этом медиация, хоть и является внесудебным способом урегулирования споров, но наиболее приближен к судебному способу с минимальным уровнем формализованных процедур.

Но сказать, что вообще нет обязательного досудебного порядка урегулирования спора, установленного в законодательстве, нельзя. Обычно такие императивные нормы содержатся в международных договорах Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Так, в статье 19 закона Украины от 29 июня 2004 года № 1906-IV «О международных договорах Украины» отмечается, что действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства. Если международным договором Украины, вступившим в силу в установленном порядке, установлены иные правила, чем предусмотренные в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора.

Так, например, соответствующая обязанность предусмотрена Монреальской Конвенцией об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, которая была подписана странами-участницами 28 мая 1999 года и стала частью нашего национального законодательства 06 мая 2009 года в результате присоединения к ней Украины согласно Закону N 685-VI от 17 декабря 2008 года. В частности, в статье 31 вышеупомянутой Конвенции отмечается, что в случае повреждения багажа или груза лицо, имеющее право на его получение, должно направить перевозчику претензию немедленно после обнаружения повреждения и не позднее семи дней с даты получения зарегистрированного багажа и четырнадцати дней с даты получения груза. В случае задержки претензия должна быть заявлена не позднее двадцати одного дня со дня, когда багаж или груз был передан в его распоряжение. При отсутствии претензий в вышеуказанные сроки никакие иски против перевозчика не принимаются, кроме случая обмана со стороны последнего. Подобная норма содержится в статье 47 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951 г. (к которой Украина присоединилась 05.06.1992 г.), где четко указано, что иск может быть предъявлен только после предъявления соответствующей претензии и только к тому перевозчику, к которому была предъявлена претензия. Статья 46 настоящего Соглашения также устанавливает другой срок, чем предусмотренный Хозяйственным кодексом Украины общий срок для рассмотрения и предоставления ответа на претензию (месячный срок), а именно 180 дней со дня получения претензии.

Помимо общего срока на ответ на претензию Хозяйственным кодексом Украины предусмотрены и другие специальные сроки на предъявление претензии и предоставление ответа на нее. Так статья 315 ХКУ предусматривает, что к перевозчику претензии, вытекающие из договора перевозки груза, могут предъявляться в течение шести месяцев, а претензии по уплате штрафов и премий – в течение сорока пяти дней. При этом Перевозчик рассматривает заявленную претензию и уведомляет заявителя об удовлетворении или отклонении ее в течение трех месяцев, а по претензии по перевозке в прямом смешанном сообщении — в течение шести месяцев. Претензии по уплате штрафа или премии рассматриваются в течение сорока пяти дней.

Учитывая, что несоблюдение или неверное применение претензионного досудебного урегулирования спора (сроков, порядка осуществления и т.п.) и подсудности может привести к отклонению судом поданного искового заявления, рекомендуем не пренебрегать своевременной правовой помощью и обращаться за ней сразу, как только узнали о нарушении своего права, еще на этапе выбора возможного способа защиты своих прав, чтобы не совершить непоправимые ошибки или не пропустить важные процессуальные сроки, после истечения которых судебная защита уже будет вообще невозможна или сильно усложнена.

Опубликовано Рубрики НовостиДобавить комментарий к записи Юридическая консультация онлайн: какие вопросы подлежат решению в режиме онлайн?

Юридическая консультация онлайн: какие вопросы подлежат решению в режиме онлайн?

Юридическая консультация онлайн – это самый быстрый способ получения квалифицированной помощи юриста или адвоката по вопросам, относящимся к специализации конкретного юриста/адвоката. Такая консультация наиболее оптимальна с позиции времени как на ее предоставление, так и на ее получение, ведь такая консультация может быть предоставлена достаточно оперативно, не препятствуя Клиенту заниматься своими основными делами. При этом преимуществом получения юридической консультации онлайн является возможность ее получения Клиентом независимо от его местонахождения и местонахождения юриста/адвоката, а также вопросы, требующие консультации фактически неограниченны, главное, чтобы такие вопросы относились к специализации юриста/адвоката, юридической фирмы, адвокатского бюро или объединение, к которому вы обратились. Поэтому главным преимуществом таких консультаций, конечно, является скорость их получения, не обязывающая вас, как Клиента, тратить драгоценное время на длительные поездки и дорогу.

Мы живем в XXI веке, что связано с внедрением цифровых технологий практически во всех сферах бизнеса, диджитализацией, что позволяет оптимизировать и автоматизировать бизнес-процессы, улучшить коммуникационные связи. Не исключением из этого является сфера юридических услуг, ведь на сегодняшний день возможности предоставления и получения юридических услуг чрезвычайно расширились, что также связано с рядом законодательных изменений, которые сделали сферу юридических услуг более гибкой.

Юридическая консультация онлайн может предоставляться:

  • в формате устного общения Клиента с юристом/адвокатом, скажем, непосредственно по телефону или в формате онлайн-конференции, онлайн видео звонка с помощью современных мессенджеров для общения (Telegram, Viber, WhatsApp и т.д.) или других специализированных программ для видео общения (Skype, Zoom и т.д.);
  • путем заполнения специальной формы, приведенной на официальном сайте юридической компании, адвокатского бюро/объединения, адвоката и т.д., где вы кратко указываете суть интересующего вопроса, а консультацию получаете на ваш электронный адрес или другим удобным способом. Например, у вас есть такая возможность, заполнив соответствующую форму на сайте нашей юридической компании: https://firstlegal.com.ua/;
  • с помощью электронной переписки (e-mail), указанной на сайте юридической компании, адвокатского бюро/объединения, адвоката и т.д. К примеру, свой вопрос вы можете отправить на официальный электронный адрес нашей компании: info@firstlegal.com.ua.

На сегодняшний день средств для онлайн общения с Клиентом достаточно много, поэтому выбрать наиболее удобную форму для получения юридической консультации онлайн для вас будет достаточно просто и легко.

Если анализировать вопросы, которыми может заниматься юрист или адвокат онлайн (не находясь в непосредственном общении с Клиентом), можно с уверенностью сказать, что таких вопросов – большинство. Попробуем объяснить почему. Эти вопросы могут быть совершенно разнообразными: например, от начальной консультации, как начать свой бизнес, разработки схемы бизнеса, до разработки договоров любого вида, представительства/защиты ваших интересов в суде. К тому же, консультация юриста/адвоката онлайн может быть предоставлена в большинстве отраслей права, в частности, в области гражданского, хозяйственного, административного, налогового, корпоративного, трудового, земельного права. Только за редким исключением онлайн консультация юриста/адвоката невозможна, например: необходимость присутствовать юристу/адвокату во время представительства интересов Клиента в органах нотариата, органах государственной власти (органах внутренних дел, органах Государственной таможенной службы, Государственной миграционной службы и т.д.). Хотя вместе с тем, стоит заметить, что достаточно много органов государственной власти на сегодняшний день осуществляют рассмотрение жалоб дистанционно с помощью интернет-средств (онлайн), если речь идет, например, об административном (досудебном) порядке обжалования решений (актов) органов властных полномочий (органы налоговой службы, антимонопольного комитета и т.п.), что делает возможным привлечение юриста/адвоката онлайн к предоставлению квалифицированных юридических услуг почти во всех случаях.

Итак, вопросами, которыми может заниматься юрист/адвокат онлайн – подавляющее большинство. При этом это могут быть как устные, так и письменные юридические консультации по вопросам, на которые вы хотите получить ответ, подготовка различных документов правового характера (расписок, претензий, договоров, исковых заявлений, жалоб и т.д.), а также представительство ваших интересов в судах разной юрисдикции всех инстанций. Ведь на сегодняшний день благодаря ряду законодательных изменений, которые произошли, в частности, и в судебной системе, физическое присутствие юриста/адвоката в судебном заседании необязательно. При этом достаточно популярным стало использование участниками судебных дел систем видеоконференцсвязи (EasyCon), что дает возможность юристу/адвокату принимать участие в судебном заседании с помощью собственных технических средств (собственного ПК, ноутбука, планшета и т.п.), сидя в офисе или дома, не выходя в помещение суда. Стоит отметить, что юристы/адвокаты часто используют дистанционную форму участия в судебных заседаниях, ведь это экономит не только время юриста/адвоката, но и экономит ваши средства, на компенсацию расходов юриста/адвоката на проезд к месту слушания дела, питания, проживания, особенно когда речь идет о слушании судебного дела в другом городе, где не проживает / не работает специалист, которому вы доверили ведение вашего дела.

Конечно, прежде чем получить консультацию от юриста/адвоката онлайн, Клиенту важно убедиться в компетенции и/или опыте соответствующего специалиста. Ведь прежде чем озвучить свою проблему, Клиенту важно убедиться, можно ли доверять такому специалисту. Конечно, для этого существует множество способов это сделать. Во-первых, вы можете заранее промониторить официальный сайт юридической компании, адвокатского бюро/объединения, центра предоставления правовой помощи, адвоката, к которым вы планируете обратиться за юридической консультацией, ознакомиться с отзывами. Во-вторых, зная фамилию юриста/адвоката или номер его телефона, предоставляющего вам соответствующую услугу, вы можете самостоятельно проверить информацию о нем в Едином реестре адвокатов Украины (ЕРАУ) по ссылке: https://erau.unba.org.ua /. В-третьих, в случае отсутствия информации о юристе/адвокате в ЕРАУ, вы всегда можете запросить документы, подтверждающие квалификацию соответствующего юриста/адвоката.

Важно понимать, что способ получения консультации, который вы выбираете (онлайн или лицом к лицу), никоим образом не влияет на качество и полноту полученной консультации.

Все документы и/или информацию, необходимые юристу/адвокату для предоставления консультации, вы можете посылать любым удобным для вас способом (на e-mail), путем загрузки на облачное хранилище, на любой удобный для вас мессенджер (Telegram, Viber, WhatsApp и т.д.). При этом, в случае, если вы получаете правовую помощь от адвоката, право на конфиденциальность переданной вами информации гарантировано вам Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», Правилами адвокатской этики, а также договором о предоставлении правовой помощи, заключенным между Клиентом и адвокатом/адвокатским бюро/объединением и является первоочередным документом, удостоверяющим полномочия адвоката на предоставление правовой помощи Клиенту. Если вы получаете консультацию непосредственно от юридической компании, последняя гарантирует сохранение конфиденциальности передаваемой вами информации, подписав с вами договор о неразглашении конфиденциальной информации (NDA).

Если вы выбираете дистанционный способ получения правовой помощи (онлайн), все вопросы формализации своих взаимоотношений вы сможете также решить онлайн: как заключение договора о предоставлении юридических услуг/о предоставлении правовой помощи, так и осуществление оплаты за такие услуги. Тем более, учитывая то, что мы живем в то время, когда использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) в нашей повседневной жизни является неотъемлемой его составляющей, открывающей возможности к любым онлайн-сервисам в Украине, в частности, получение юридических услуг онлайн. Конечно, если вы не имеете или не используете ЭЦП, вы всегда можете самостоятельно подписать договор о предоставлении юридических услуг/о предоставлении правовой помощи и переслать его по почте.

Стоимость юридических услуг онлайн зависит, как правило, от сложности вопроса, с которым вы обратились за юридической помощью и времени, потраченного юристом/адвокатом на предоставление соответствующей консультации. При этом порядок исчисления вознаграждения (повременная оплата, фиксированный размер), порядок и сроки оплаты вознаграждения юриста/адвоката определяются в соответствующем договоре о предоставлении юридических услуг/о предоставлении правовой помощи адвокатом. Например, минимальная стоимость юридической консультации юриста/адвоката по городу Киеву составляет _____ в час. Вместе с тем вопрос размера вознаграждения и порядка оплаты следует обсуждать с юридической компанией или адвокатом/адвокатским бюро/объединением раньше времени, до момента заказа юридической услуги.

Оплата консультации юриста/адвоката может происходить как через электронные средства оплаты (интернет-банкинг), перевод средств, эквайринг, в зависимости от настроек сайта юридической компании или адвоката/адвокатского бюро/объединения и т.д. Как правило, консультация, не требующая больших затрат времени, оплачивается заблаговременно, до момента ее предоставления.

Итак, подытоживая вышеизложенное, мы с уверенностью можем сказать, что юридические консультации онлайн – это современное и оптимальное решение как для предоставителей таких услуг, так и для их получателей (Клиентов). Их эффективность не подвергается сомнению, ведь это новый уровень развития сферы юридических услуг, предоставляемых, в частности, и нашей юридической компанией «Первая юридическая».

Опубликовано Рубрики НовостиДобавить комментарий к записи Юридическая консультация – единое верное решение в решении правового вопроса

Юридическая консультация – единое верное решение в решении правового вопроса

Большинство общественных отношений, участником которых человек становится каждый день, урегулированы нормами права. Начиная от простейшего (покупка товаров, вождение автомобиля и т.п.) до сложных процедур (например, доп эмиссия ценных бумаг частным акционерным обществом) – все эти сделки регулируются нормами права того или иного уровня. Именно поэтому, перед совершением сделки, не будет лишним получение юридической консультации. Ведь после ее завершения клиент получает:

  • четкое понимание сложившейся ситуации;
  • вероятные выходы из ситуации и правовые последствия каждого из них для клиента;
  • способы избежать подобных ситуаций в будущем (если ситуация для клиента является негативной).

По форме юридические консультации могут быть следующими:

  • устная консультация: предусматривает индивидуальное общение в формате юрист (адвокат) – клиент в ранее оговоренном месте (офис юридической компании или клиента);
  • письменная консультация: излагается в документальной бумажной или электронной форме с обязательной ссылкой на нормы права и рекомендациями для клиента. Обычно скрепляется подписью руководителя юридической компании;
  • консультация онлайн: предусматривает общение текстовыми мессенджерами или через веб-камеру, без необходимости личной встречи, – что особенно актуально в условиях карантина и военного положения.

Каждая из приведенных форм имеет свои плюсы и минусы. К примеру, индивидуальная устная встреча лучше всего подойдет для консультации по семейному и уголовному праву. Наряду с этим, консультация по наиболее подходящей форме налогообложения для физического лица-предпринимателя не менее эффективно может быть предоставлена онлайн.

Предварительная юридическая консультация: необходимость или зря потрачены время и средства?

Опыт наших клиентов демонстрирует, что за консультацией следует обращаться к квалифицированному юристу, а не заниматься «самолечением». А также лучше всего консультироваться еще «до» наступления проблемы. Ведь:

  • юрист объективно и без эмоций оценит ситуацию с правовой точки зрения, разъяснит права и обязанности;
  • юрист обладает специальными знаниями в соответствующей области права (законодательство постоянно меняется, а потому следить за всеми изменениями обычному человеку не просто);
  • юрист постоянно практикует свою деятельность, поэтому владеет не только «теорией», но и знает как ее применить в реальной жизни;
  • юрист советуется со своими коллегами-профессионалами, что обогащает консультацию, делает ее более полной.

Оплата консультации юриста

Юридическая консультация по своему характеру относится к первичной правовой помощи. Она может быть как платной, так и безвозмездной.

Право на безвозмездную правовую помощь имеют все лица, находящиеся под юрисдикцией Украины.

В соответствии со статьей 9 Закона Украины «О безвозмездной правовой помощи», субъектами предоставления безвозмездной первичной правовой помощи в Украине являются:

— органы исполнительной власти;

— органы местного самоуправления;

— физические и юридические лица частного права;

— специализированные учреждения;

— центры по оказанию бесплатной вторичной правовой помощи.

Что касается платных консультаций, то их могут предоставлять юристы, адвокаты, нотариусы и другие специалисты в области права.

В соответствии с Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» размер гонорара за свои услуги, в том числе за проведение юридической консультации, адвокат (как, собственно, и юрист) определяет самостоятельно. Сумма гонорара учитывает сложность вопроса, время, затраченное на его решение и другие существенные обстоятельства. В то же время большинство юристов и адвокатов имеют фиксированную стоимость одной консультации или фиксированную стоимость в час.

Подводя итог: юридическая консультация является одним из видов правовой помощи, получение которой позволяет клиенту правильно оценить ситуацию, взвесить плюсы и минусы сделки, а также принять верное решение. Получение юридической консультации «до» совершения сделки всегда лучше, чем «после». Платная или безвозмездная юридическая консультация является залогом успешности сделки, ведь клиент получает только то, на что рассчитывает, без непредсказуемых сюрпризов.

Опубликовано Рубрики НовостиДобавить комментарий к записи Чего ждать от работы с юристом?

Чего ждать от работы с юристом?

Весь мир построен на взаимоотношениях людей. Необходимость общения с юристом, как с врачом, происходит из-за возникшей проблемы, которую нужно решить, следовательно, уже имеет в себе отрицательную почву. Поэтому потенциальный клиент обращается в юридическую фирму для получения профессиональной помощи в решении своего вопроса и иногда не знает, чего же ожидать от работы с юристом и как себя вести. Обычно в процессе работы недоразумения между клиентом и адвокатом могут возникать в таких случаях: сомнения в полноте и качестве предоставленной услуги; в компетентности юриста; в размере платы за услугу; в завышенных оценках относительно обязательного получения положительного для клиента результата и т.д. В этой статье мы рассмотрим некоторые практические вопросы правильного взаимодействия с профессионалами как в Киеве, так и во всей Украине.

На начальном этапе успешная работа с юристом базируется на построении эффективной коммуникации. Нужно максимально детально описать свой случай ничего не скрывая и предоставить все имеющиеся документы, доказательства, свидетельские показания и т.д. Утаивание или искажение фактов обычно становится известным в дальнейшем, но может стать причиной неверной стратегии или вида защиты интересов. В динамично развивающейся ситуации необходимо как можно быстрее сообщать о новых обстоятельствах своему защитнику, потому что любое промедление может привести к негативным последствиям. Юристам, в свою очередь, нужно максимально доступно объяснять клиенту перспективы развития дела и все положительные и отрицательные моменты каждого из избранных путей решения проблемы. Если дело затяжное, то важно согласовать взаимный график общения с человеком, чтобы держать его в курсе дел и предотвратить слишком частые отвлекающие звонки, которые не идут на пользу дела.

Компетентность и профессионализм юриста играют ключевую роль в решении проблемы клиента. Не все юристы или адвокаты имеют одинаковую специализацию и богатый практический опыт. Опытный специалист после тщательного анализа предоставленной клиентом информации честно сообщит клиенту о степени перспективности дела и никогда не будет советовать тратить средства на бесперспективную борьбу без возможности получения положительного результата. Этот принцип тесно перекликается с принципами гуманизма, человечности, этики, конфиденциальности информации и т.д., которые исповедуют профессионалы своего дела — адвокаты и юристы. Люди должны запомнить и придерживаться главного принципа – лучше обратиться за юридической услугой на год раньше, чем она понадобится, чем на минуту позже (т.е. если уже совершил неотвратимое действие без совета юриста исправить его невозможно).

Наиболее часто возникают вопросы о стоимости юридических услуг и соответствии результатов таких услуг ожиданиям заказчика. Не секрет, что стоимость юридических услуг формируется с учетом сложности дела, квалификации специалиста и главное – количества времени, которое необходимо потратить юристу для достижения желаемого результата. Во избежание недоразумений нужно четко прописывать в договоре о предоставлении юридических услуг какие услуги должны быть предоставлены, какова их договорная стоимость, какая ответственность за не оказанные или некачественно предоставленные услуги, какие действия Сторон в случае, если количество услуг в процессе их предоставления меняется и т.д. Понятно, что в некоторых случаях (например, сложных судебных делах или даже при разработке и согласовании договора с контрагентом, когда замечаний и предложений достаточно много и они постоянно меняются) сразу спрогнозировать количество потраченного адвокатом времени и, соответственно, стоимость услуги сложно. Поэтому сторонам следует тщательнее договариваться о расценках на возможные дополнительные услуги или о стоимости почасовой оплаты юридических услуг.

Наиболее часто заказчики услуг могут выражать свое недовольство как из-за стоимости, так и из-за качества (полноты) предоставленных адвокатом услуг в тех случаях, когда рассматривается сложное судебное дело, где у каждой из сторон есть свои аргументы и доказательства. При этом каждая из сторон спора почему-то считает, что именно она должна 100% выиграть, забывая, что правосудие в Украине осуществляется только судом, который по своему убеждению оценивает доказательства, предоставленные сторонами, и выносит решение. Обычно в таких случаях человек склонен обвинить адвоката в не профессионализме, то есть найти виновного в своих бедах, но обычно это не так, хотя и действительно иногда случаются случаи непрофессионального или халатного отношения адвокатов к делу или предоставление необоснованных гарантий клиенту в отношении гарантированного выигрыша дела в суде.

Чтобы работа с юристом была приятной, взаимовыгодной и результативной, желательно придерживаться следующих рекомендаций.

Адвокату:

  • следует помнить, что клиент является главным лицом, которому нужно предоставить самые профессиональные услуги и лучший сервис;
  • следует тщательно изучить запрос клиента, предоставленные документы, проанализировать судебную практику по этому вопросу и т.п.;
  • следует подробно объяснить клиенту особенности дела, положительные и отрицательные стороны различных вариантов решений, возможно дальнейшее развитие событий, какие услуги будут предоставлены клиенту при решении конкретного вопроса;
  • следует предоставить клиенту подробную информацию о стоимости юридических услуг, пошлин, дополнительных расходов и т.п. и помочь проанализировать целесообразность осуществления тех или иных денежных расходов;
  • следует сообщить о сроках предоставления услуг, возможных переносах или отложениях судебных разбирательств и т.п.;
  • следует отметить все возможные риски в процессе предоставления услуг и помочь подготовиться к участию в рассмотрении судебных дел.

Клиенту:

  • необходимо подробно описать свой вопрос, предоставить адвокату все необходимые документы и другие доказательства и четко сформулировать желаемые последствия;
  • необходимо соблюдать все условия, согласованные с адвокатом, немедленно информировать адвоката о любых новых обстоятельствах или изменениях, которые произошли;
  • необходимо своевременно производить оплату стоимости юридических услуг;
  • нужно с пониманием и уважением относиться к рабочему времени адвоката и беспокоить его не по графику только в срочных случаях.

Итак, чтобы у вас не возникало неприятных ситуаций в общении с юристами соблюдайте вышеуказанные рекомендации и тщательно выбирайте себе квалифицированных специалистов по праву.

Опубликовано Рубрики НовостиДобавить комментарий к записи ТОП-5 судебных решений по налоговым спорам за I полугодие 2022 года

ТОП-5 судебных решений по налоговым спорам за I полугодие 2022 года

Уверены, что никого не удивят результаты осуществления нашей аналитической работы по определению наиболее значимой категории судебных споров среди всего количества судебных решений, содержащихся в Едином государственном реестре судебных решений, с начала его запуска 01 июня 2006 года.

Несомненно, упомянутой категорией судебных споров считаются налоговые споры.

Их актуальность действительно трудно переоценить.

Несмотря на разветвленность налогового законодательства Украины, налогоплательщик нередко может столкнуться с противоречивостью урегулирования конкретного вопроса (так называемая коллизия закона), или, напротив, — не найти путь его решения (так называемый пробел в законодательстве).

Вышеупомянутое часто становится основанием для принятия налоговым органом решения о необходимости уплаты налогоплательщиком суммы налогов (например, налога на прибыль предприятий, или налога с доходов физических лиц, другие) или общеобязательного сбора, неуплаченного или недоплаченного последним, и/или применение штрафных санкций за нарушение, по мнению налогового органа, требований налогового законодательства Украины в частности, путем начисления пени за просрочку выполнения обязанности (обязанностей) налогоплательщика, исчерпывающим образом изложенных в ст. 16 Налогового Кодекса Украины.

С другой стороны, законодатель также наделил и налоговый орган правом обращения в суд с иском к налогоплательщику о взыскании денежных средств налогоплательщика, имеющего налоговый долг, со счетов в банках (см.ниже), или наложение ареста на денежные средства налогоплательщика или признание оспариваемых сделок недействительными и т.п.

Многолетний опыт существования Юридической Компании «ПЕРВАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ» показывает, что правоотношения налогоплательщика с налоговым органом должны основываться на требованиях действующего законодательства, знанием которого владеют профессионалы своего дела – юристы (адвокаты) в сфере налогового права.

Допускаем, что не всем налогоплательщикам известен один из принципов налогового законодательства Украины о презумпции правомерности решений налогоплательщика в случае, если норма закона или иного нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов предполагают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа.

Однако, своевременно пригласив специалиста – адвоката для разрешения налогового спора на этапе его возникновения, налогоплательщик оказывается в ситуации, склонной к разрешению именно в пользу последнего.

Безусловно, существует также путь избежания возникновения любого спора с налоговым органом путем удовлетворения юридической компанией запроса на сопровождение хозяйственной деятельности налогоплательщика (юридического лица или физического лица-предпринимателя) на регулярной основе с точки зрения соответствия осуществления такой деятельности требованиям законодательства Украины.

В любом случае Юридическая Компания «ПЕРВАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ» имеет в своем штате специалистов в сфере налогового и хозяйственного права, специалистов по вопросам ведения бухгалтерского учета и других специалистов. В то же время наша компания также сотрудничает с адвокатами по осуществлению судебного представительства интересов клиентов Юридической Компании «ПЕРВАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ», на условиях аутсорсинга.

Обладая многочисленными кейсами положительного урегулирования налоговых споров наших клиентов как на этапе административного обжалования решений (действий или бездействия) налогового органа, так и на этапе их судебного обжалования, уверены, что привлечение юристов (адвокатов) к урегулированию споров по налоговым вопросам сохраняет ценное время и денежные средства клиента, которые можно инвестировать в другой бизнес.

Ниже приведем Топ-5 судебных решений по налоговым спорам, принятым судами за первые шесть месяцев 2022 года с целью ознакомления.

Реорганизация налогоплательщика (юридического лица), которая, в частности, влечет за собой изменение местонахождения юридического лица, хозяйственная деятельность которого прекращена путем реорганизации путем присоединения к другому юридическому лицу, не освобождает его правопреемника от бремени выполнять налоговую обязанность юридического лица, которая прекращена.

Такому выводу пришел Хмельницкий окружной административный суд при принятии решения об удовлетворении исковых требований Главного управления ГНС в Хмельницкой области к налогоплательщику о взыскании средств в счет погашения налогового долга при разрешении судебного спора по делу рассмотрения дела № 560/14821/21 по административному иску (Решение от 27 февраля 2022 года по делу № 560/14821/21).

Судом установлен факт существования налогового долга юридического лица – налогоплательщика, которое было прекращено путем реорганизации путем присоединения к ответчику по делу. Наличие вышеупомянутого налогового долга подтверждено заключением Верховного Суда по делу № 560/4309/18 (постановление от 23 марта 2020 г.). Вместо этого аргументом против удовлетворения исковых требований стал факт не направления налогового требования, которое является основанием обращения истца в суд, именно по местонахождению последнего.

В таком случае Хмельницкий окружной административный суд обратил внимание, что согласно подпункту 97.4.1 п. 97.4 ст. 97 Налогового Кодекса Украины (далее по тексту – НК Украины) лицом, ответственным за погашение денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика, являются: в отношении ликвидируемого налогоплательщика — ликвидационная комиссия или другой орган, проводящий ликвидацию согласно законодательству Украины.

Учитывая вышеуказанное предписание, суд признал законными действия Истца относительно направления одной из налоговых требований — по местонахождению ликвидационной комиссии прекращенного юридического лица, а другой — по местонахождению ответчика, что, по мнению суда, не нивелирует право истца на совершение предусмотренных законом принудительных мер по погашению налогового долга.

Именно указание налоговым органом в решении об отказе в регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных об отсутствии документов налогоплательщика при подаче объяснений последним, без их конкретизации, не является достаточным основанием для отказа в регистрации налоговых накладных, поскольку контролирующим органом должны быть указаны объективные обстоятельства, препятствующие регистрации налоговой накладной с учетом отсутствия таких документов, при этом обязательно должна быть дана оценка тем документам, которые фактически представлены налогоплательщиком.

Вышеуказанное заключение содержится в решении Львовского окружного административного суда от 28 февраля 2022 года по делу № 380/25176/21 об удовлетворении исковых требований юридического лица к Главному управлению ГНС во Львовской области, Государственной налоговой службе Украины о признании противоправным решение о регистрации налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных (далее по тексту – спорное решение), а также обязательства Государственной налоговой службы зарегистрировать спорные налоговые накладные.

Предпосылкой принятия одним из ответчиков спорного решения стал факт представления налогоплательщиком (истцом) одному из ответчиков объяснений с добавлением документов, подтверждающих факт осуществления хозяйственных операций с целью регистрации спорных накладных, по результатам пересмотра которых ответчиком было принято решение об отказе в их регистрации. При этом, как метко указал суд в вышеупомянутом решении по делу, упомянутый ответчик не подчеркнул в спорном решении, каких именно документов не хватило для принятия решения о регистрации налоговых накладных.

В связи с этим Львовский окружной административный суд обратил внимание на выводы Европейского суда по правам человека, приведенные в решении от 10 февраля 2010 года по делу «Серявин и другие против Украины»: «Принцип обоснованности решения требует от субъекта властных полномочий учитывать как обстоятельства, обязательность учета которых прямо указывает закон, так и другие обстоятельства, имеющие значение в конкретной ситуации. Для этого он должен тщательно собрать и исследовать материалы, имеющие доказательное значение в деле, например документы, объяснения лиц и т.п. При этом субъект властных полномочий должен избегать принятия немотивированных выводов, обоснованных допущениями и непроверенными фактами, а не конкретными обстоятельствами. Неблагоприятное для лица решение должно быть мотивировано».

При определении налогооблагаемой базы налогом на недвижимое имущество определяющими признаками являются именно признаки недвижимости, а не признаки ее собственника. Ведь по анализу положений НК Украины, которыми урегулированы вопросы его взимания, усматривается что понятие «налогоплательщик» не является тождественным понятию «объект налогообложения».

Суть судебного дела № 380/23824/21 по делу по иску физического лица в Главное управление ГНС во Львовской области о признании противоправными и отмене налоговых уведомлений-решений сводится к следующему. Позиция налогового органа заключается в том, что здания сельскохозяйственного назначения принадлежат по праву частной собственности истцу, который не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, а следовательно, такое недвижимое имущество подлежит налогообложению по общим правилам взимания налога на недвижимое имущество, отличного от земельного участка.

Согласно пункту «ж» подпункта 266.2.2 статьи 266 НК Украины не являются объектом налогообложения здания, сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей (юридических и физических лиц), отнесенные к классу «Здания сельскохозяйственного назначения, лесоводства и рыбного хозяйства» (код 1271) Государственного классификатора зданий и сооружений ДК 018-2000, и не сдаются их владельцами в аренду, лизинг, ссуду.

Итак, во время разрешения судебного спора, Львовский окружной административный суд пришел к выводу, что использование, принадлежащих истцу, как учредителю сельскохозяйственного товаропроизводителя, на праве собственности свинарников и офиса-весовой, целевое назначение которых является их использование в сельскохозяйственной деятельности, отвечает необходимому признаку сельскохозяйственного товаропроизводителя. Указанный факт предусматривает применение к упомянутым зданиям и сооружениям, налоговой льготы в виде не налогообложения таких объектов.

Кроме того, как отметил суд в своем решении от 25 февраля 2022 года, ГУ ГНС во Львовской области не предоставлено доказательств, что истец использовал принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости в какой-либо другой, отличной от сельскохозяйственной деятельности.

Фактическое изменение положений НК Украины на основании постановления Кабинета Министров является недопустимым ввиду того, что согласно п. 2.1 ст. 2 НК Украины изменение положений Налогового Кодекса Украины может осуществляться исключительно путем внесения изменений в этот Кодекс.

Благодаря выводам, приведенным в постановлении от 25 февраля 2022 года по делу № 600/2899/21-а, Седьмой апелляционный административный суд напомнил, что Постановление Кабинета Министров Украины от 03 февраля 2021 года № 89 «О сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверки» которым определено сократить срок действия ограничений, установленных пунктом 52-2 подраздела 10 раздела XX Переходных положений НК Украины в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок, а затем разрешив их проведение с соблюдением пункта 77.4 ст. 77 НК Украины, противоречит нормам пункта 52-2 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НК Украиныв части действия моратория на проведение некоторых видов проверок, а затем разрешив их проведение с соблюдением пункта 77.4 ст. 77 НК Украины, противоречит нормам пункта 52-2 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НК Украины раздела XX «Переходные положения» НК Украины.

Ведь согласно абз. 1 п. 52-2 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса Украины (в редакции Закона Украины от 17.03.2020 N 533-IX и Закона Украины от 13.05.2020 N 591-IX) был установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), кроме четко определенного перечня проверок, в который не вошла проверка, назначенная ответчиком по отношению к истцу спорным приказом.

Удовлетворяя исковые требования налогоплательщика к Главному управлению ГНС в Черновицкой области о признании противоправным и отмене приказа о проведении документальной внеплановой проверки, суд также применил принципы, изложенные в п. п. 4.1.4 ст. 4 и п. о приоритете применения именно абз. 1 п. 52-2 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса Украины.

Если работодатель уплачивает единый взнос в размере не менее минимального взноса за наемного работника, который одновременно также является физическим лицом-предпринимателем, не получающим доход от осуществления хозяйственной деятельности, Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 года N 2464-VI исключает обязанность последнего в уплате единого взноса физическим лицом-предпринимателем в период его уплаты работодателем.

К вышеуказанному выводу пришел Восьмой апелляционный административный суд во время рассмотрения апелляционной жалобы Главного управления ГНС во Львовской области на решение Львовского окружного административного суда от 06 октября 2021 года, по делу № 380/11457/21 по административному иску физического лица-предпринимателя к Главному управлению ГНС во Львовской области о признании противоправным и отмене требования об уплате долга. Постановлением от 25 февраля 2022 вышеупомянутая апелляционная жалоба оставлена без рассмотрения, а решение Львовского окружного административного суда – без изменений.

Итак, суд напомнил, что необходимыми условиями для уплаты лицом единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование является осуществление таким лицом хозяйственной деятельности и получение дохода от такой деятельности, который и является базой для начисления ЕСВ. Следовательно, именно доход лица от хозяйственной деятельности является базой для начисления, однако при любых условиях размер ЕСВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса за месяц. В случае, когда лицо является наемным работником, за которое работодатель уплачивает единый взнос в размере не менее минимального размера, цель сбора единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование достигается за счет его уплаты работодателем.

Отметим, что особенностью административного судопроизводства является то, что обязанность (бремя) доказывания в споре возлагается на ответчика – налоговый орган, который должен предоставить доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий или законности принятых решений. В случае, если истцом является налоговый орган, то действует общая норма ст. 77 Кодекса административного судопроизводства Украины о необходимости доказывания каждой стороной судебного спора всех обстоятельств, на которых основываются ее требования и возражения.

Анализ вышеупомянутых судебных решений дает основания сделать вывод, что ни требование закона об установлении моратория на проведение проверки, ни предположение о возможности урегулирования вопроса налогового характера благодаря самостоятельному доступу налогоплательщика к налоговому законодательству не гарантируют такому налогоплательщику решение возникшего налогового спора пользу последнего, при отсутствии привлечения специалистов (юристов, адвокатов) в сфере налогового права.

Опубликовано Рубрики НовостиДобавить комментарий к записи Виды ликвидации юридических лиц

Виды ликвидации юридических лиц

В настоящее время в Украине возможна ликвидация бизнеса по нескольким видам. Выбор по какому из них предприятие будет проходить процедуру ликвидации в основном зависит от его финансового состояния, наличия задолженностей и сроков, в которые владельцы бизнеса хотят «попрощаться» с предприятием.

К основным и наиболее используемым видам ликвидации относятся следующие:

  1. Ликвидация по решению участников (добровольная ликвидация). В данном случае участниками принимается решение о добровольной ликвидации, которое оформляется протоколом и проводится закрепленная законодательством процедура прекращения юридического лица. Конечным результатом такой процедуры является исключение предприятия из Единого государственного реестра и внесение записи о прекращении. Данный вид ликвидации занимает достаточно большой промежуток времени, так как процедура прекращения предполагает прохождение проверок контролирующими органами, увольнение работников, расчеты с кредиторами и т.п. Поэтому этот вид ликвидации может быть не приемлем для бизнесов, которые намерены ликвидировать предприятие быстро.
  2. Ликвидация путем изменения состава участников и смены руководителя. Такой вид ликвидации относится к так называемой экспресс ликвидации. Может быть наиболее приемлемым для предпринимателей, которые намерены быстро избавиться от своего предприятия, даже при наличии долгов. Экспресс ликвидация не предусматривает полной ликвидации предприятия с внесением записи о прекращении в Единый государственный реестр, а только переход всех прав и обязанностей к другому владельцу путем купли-продажи доли в уставном капитале и смены руководителя предприятия.
  3. Реорганизация компании путем слияния, присоединения, разделения, преобразования. Реорганизация предприятия осуществляется по решению участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами в случаях, предусмотренных законодательством, по решению суда или соответствующих органов государственной власти. При реорганизации юридических лиц имущество, права и обязанности переходят к правопреемнику. Законом может быть предусмотрено получение согласия соответствующих органов государственной власти на прекращение юридического лица путем слияния или присоединения. Процедура прекращения компании путем слияния, присоединения, разделения предусматривает проведение следующих мероприятий, таких как соблюдение срока предъявления кредиторами и удовлетворение или отклонение этих требований. Следующим шагом является составление комиссией по прекращению передающего акта в случае слияния, присоединения или преобразования или распределительного баланса для процедуры разделения, который обязательно должен включать положение о правопреемстве в отношении имущества, прав и обязанностей прекращаемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательств, оспариваемые сторонами. Далее процедура предусматривает также проверку контролирующими органами, снятие с учета и внесение информации о прекращении в Единый государственный реестр с указанием правопреемника.
  4. Ликвидация по решению суда возможна из-за допущенных при ее создании нарушений, которые нельзя устранить, по иску участника юридического лица или соответствующего органа государственной власти. Законодательством установлено, что в случае, если с иском о ликвидации юридического лица обратился орган государственной власти, этот орган может быть назначен ликвидатором, если он наделен соответствующими полномочиями.
  5. Ликвидация в связи с банкротством предприятия. Данный вид ликвидации будет уместен для предприятий с имеющимися долгами. Процедура и условия признания юридического лица банкротом установлены и регулируются Кодексом по процедурам банкротства. Законодательством определено понятие банкротство как признанная хозяйственным судом несостоятельность должника восстановить свою платежеспособность посредством процедуры санации и реструктуризации и погасить установленные в определенном порядке денежные требования кредиторов иначе, чем через применение ликвидационной процедуры.

Право на обращение в хозяйственный суд с заявлением об открытии производства по делу о банкротстве имеют должник, кредитор. Также, производство может быть открыто по заявлению должника в случае угрозы его неплатежеспособности. По достаточным основаниям суд принимает заявление и принимает постановление о признании должника банкротом и открывает ликвидационную процедуру. Судом устанавливается срок, в течение которого ликвидатор обязан осуществить ликвидацию должника и который не может превышать двенадцать месяцев. С целью выявления кредиторов с требованиями по обязательствам должника, признанного банкротом, возникшими при проведении процедур банкротства, хозяйственный суд осуществляет официальное обнародование сообщения о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры на официальном веб-портале судебной власти Украины. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется по очереди, очередь кредиторов установлена законодательством. Если по результатам ликвидационной процедуры после удовлетворения требований кредиторов не осталось имущества, суд выносит определение о ликвидации юридического лица — банкрота. Копия этого определения направляется государственному регистратору на проведение государственной регистрации прекращения юридического лица — банкрота, а также владельцу имущества. В случае, если ликвидатор не обнаружил имущественные активы, подлежащие включению в состав ликвидационной массы, он обязан подать в хозяйственный суд ликвидационный баланс, удостоверяющий отсутствие у банкрота имущества. Если имущества банкрота хватило для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, он считается не имеющим долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность. В таком случае ликвидатор уведомляет об этом орган или должностное лицо органа, в компетенцию которых относится назначение руководителя (органов управления) должника, и при необходимости созывает общее собрание или заседание соответствующего органа и продолжает выполнять полномочия руководителя (органов управления) должника до их назначения в установленном порядка.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый вид ликвидации или реорганизации юридических лиц может быть применен владельцами бизнеса или другими заинтересованными лицами в зависимости от поставленных целей и желаемого результата. Все процедуры, применяемые при проведении ликвидации или реорганизации четко определены законодательством, кроме того, существует многолетняя практика, в том числе и судебная, которая побуждает владельцев и представителей бизнеса обращаться за получением юридических услуг во время проведения ликвидации и банкротства предприятий к практикующим в данных сферах юристам и адвокатам. Специалисты компании «Первая юридическая» имеют и предоставляют квалифицированную юридическую помощь в указанных сферах.

Опубликовано Рубрики Новости

Требования к субъекту, который является участником рынка виртуальных активов

Как стать участником рынка виртуальных активов в Украине? Кто такие поставщики услуг, связанные с рынком виртуальных активов? Какие требования к «крипто-биржам» в Украине и как официально их зарегистрировать?

Законом Украины № 2074-ІХ «О виртуальных активах» (далее – «Закон») определены виды хозяйственной деятельности, связанные с оборотом виртуальных активов, это:

— хранение или администрирование виртуальных активов или ключей виртуальных активов;

— обмен виртуальных активов;

— перевод виртуальных активов;

— предоставление посреднических услуг, связанных с виртуальными активами.

К субъектам, намеренным заниматься указанными видами деятельности, Законом определен ряд особых требований. Прежде всего, это должно быть исключительно юридическое лицо. Такое юридическое лицо может быть иностранным. Однако следует отметить, что размер уставного капитала иностранного юридического лица значительно отличается от аналогичного для юридического лица, зарегистрированного по национальному законодательству (например, для поставщиков услуг по обмену виртуальных активов резидентов Украины размер уставного капитала составляет не менее 35 тысяч н.м.д.г , а для нерезидентов – не менее 175 тысяч н.м.д.г). Уставный капитал обязательно должен быть сформирован.

Руководители, главный бухгалтер, владельцы существенного участия и конечные бенефициарные владельцы поставщика услуг должны иметь безупречную деловую репутацию (отсутствие установленных в последние три года компетентными органами или судом нарушений требований законодательства о предотвращении и противодействии, законодательства о финансовых услугах и законодательства о предотвращении коррупции, а также об отсутствии судимости за преступления против общественной безопасности, преступления против собственности, преступления в сфере хозяйственной деятельности, преступления в сфере использования электронно-вычислительных машин (компьютеров), систем и компьютерных сетей и сетей электросвязи и преступления в сфере служебной деятельности и профессиональной деятельности, связанной с предоставлением публичных услуг, которая не снята или не погашена в установленном законом порядке).

Не могут быть поставщиками услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, юридические лица, имеющие связи с государством-оккупантом или государством-агрессором. Такими связями Законом определено как зарегистрированное местонахождение, гражданство руководителей, главного бухгалтера или бенефициаров, резидентство указанных лиц и многое другое.

Отмечаем, что поставлять услуги, связанные с оборотом виртуальных активов, обеспеченных валютными ценностями, смогут только финансовые учреждения.

Если Вы хотите получить индивидуальную консультацию по требованиям к поставщику услуг, связанным с оборотом виртуальных активов, обратитесь в Юридическую компанию «Первая Юридическая» любым удобным для Вас способом, в том числе через форму на сайте.

Опубликовано Рубрики Новости

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ РЫНКА ВИРТУАЛЬНЫХ АКТИВОВ В УКРАИНЕ

16 марта 2022 года в газете Голос Украины был опубликован подписанный Президентом Закон Украины № 2074-ІХ «О виртуальных активах» (далее – «Закон»). И хотя Закон еще не вступил в силу, это событие знаковое, поскольку именно указанным Законом определены будущие «правила игры», а участники рынка уже готовятся к полноценному легальному запуску «крипты»/«крипто-валюты» в Украине.

Учитывая значительный интерес к крипто-рынку в Украине как от крипто-бирж, так и от инвесторов, Юридическая компания «Первая Юридическая» запускает линейку статей на указанную тематику. А самое важное, что в Юридической компании «Первая Юридическая» отныне функционирует отдельный отдел профессионалов, консультирующий клиентов по вопросам «крипты»/«крипто-валюты» в Украине.

В этой статье мы рассмотрим основные положения Закона.

В Законе определены понятия терминов «виртуальный актив», «кошелек виртуального актива», «ключ виртуального актива», «рынок виртуальных активов», «участники рынка виртуальных активов» и т.д. Также определен правовой режим виртуальных активов, проведена их классификация.

Законом установлены правоотношения, к которым он будет применяться. Среди прочего это факт резидентства Украины приобретателем виртуального актива или факт зарегистрированного местонахождения на территории Украины поставщика услуг, связанных с оборотом виртуальных активов.

Осуществление указанных видов деятельности требует предварительного получения разрешения, выдаваемого Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Чтобы получить разрешение, заявитель должен соответствовать ряду строгих критериев и оплатить его выдачу.

Закон предусматривает создание Государственного реестра поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов.

Значительная часть Закона посвящена государственному регулированию оборота виртуальных активов в Украине. Кроме уже упомянутой Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, регулятором по виртуальным активам, которые обеспечены валютными ценностями, является Национальный банк Украины.

Законом установлена ​​значительная ответственность для поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов. Следует отметить, что санкции будут применяться за нарушения, совершенные по истечении трех месяцев с даты внедрения Государственного реестра поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов.

Более подробно об этих и других новеллах Закона читайте в следующих статьях от Юридической компании «Первая Юридическая».

Если Вы намерены осуществлять деятельность в сфере виртуальных активов в Украине (как инвестор, криптобиржа, посредник и т.д.) и хотите получить индивидуальную консультацию, обратитесь к нам любым удобным для Вас способом, в том числе через форму на сайте.

Опубликовано Рубрики Новости

Отмена пошлины на украинские товары для их экспорта в ЕС

Как известно, Украина является важным торговым партнером Европейского Союза (далее – ЕС), на долю которого приходится около 1.2% от общего объема торговли.
Безусловно, качество украинских товаров прославлено во всем мире, поэтому каждая страна мира, в частности, любая страна ЕС, заинтересована в получении как можно большего объема товаров украинского происхождения.
Однако, учитывая условия войны, в которых оказалась Украина уже более трех месяцев в результате вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, сохранение спроса стран Европы на украинские товары и получение торговых и экономических преференций во время их экспорта является прерогативой для Украины.
27 мая 2022 года Совет Европы принял важнейшее решение о приостановлении импортных пошлин на украинские товары, упомянутые в Разделе IV Соглашения о свободной торговле между Украиной и ЕС, сроком на один год.
Речь идет об поэтапной отмене импортной пошлины на промышленные товары до конца 2022 года, полной отмене системы входных цен на фрукты и овощи, а также отмене антидемпинговой пошлины и меры предосторожности на импорт украинской стали (далее по тексту – решение Совета Европы).
Отметим, что в данном случае речь идет только о товарах, производимых в Украине. То есть в случае, если Украина выступает посредником между страной-производителем товаров и их получателем в любой стране ЕС, решение Совета Европы не распространяется на указанные экономические отношения. Аналогичные последствия происходят в случае незначительной переработки товаров иностранного происхождения в Украине перед их транспортировкой в ЕС.
Как известно, транспортировка товаров, растаможенных в одной из стран ЕС, происходит без необходимости оплаты каких-либо пошлин между странами ЕС. В случае поставки товаров украинского происхождения, экспортеры Украины должны уплатить соответствующий размер пошлины. Например, даже в условиях Соглашения о свободной торговле между Украиной и ЕС, которое вступило в силу 01 января 2016 года и предусматривало поэтапную отмену импортной пошлины (сроком до 01 января 2023 года), размер указанной пошлины на группу промышленных товаров остается 0.5-1%.
Более того, в случае необходимости экспорта украинского товара в третью страну транзитом через ЕС, украинский производитель, как правило, все равно платит импортную пошлину при пересечении границы со страной ЕС по правилам вышеупомянутого Соглашения о свободной торговле (даже во время транзита).
Актуальным вопросом также есть необходимость контроля над величиной тарифных квот на продукцию украинского происхождения. Ведь в случае превышения установленной тарифной квоты поставка соответствующей группы товаров сопровождалась уплатой соответствующего размера импортной пошлины. Например, в случае превышения квоты на экспорт меда более 5000т (устанавливается ежегодно), экспорт избытка объема меда подлежал уплате импортной пошлины по ставке 17%.
После официального опубликования решения Совета ЕС в Официальном журнале ЕС, украинские производители смогут поставлять украинский товар без применения тарифных квот и оплаты импортных пошлин в течение одного года.
Что касается установленной системы входных цен для ряда украинских товаров (преимущественно для овощей и фруктов), то в случае экспорта соответствующей группы товаров в страну ЕС, средняя стоимость которых в ЕС составляет больше их задекларированной себестоимости, украинский экспортер платит соответствующую разницу (пошлину) во время их пересечение границей ЕС. На практике система «входных цен» означает выравнивание цен на аналогичные группы товаров с рынком ЕС.
Все описанные выше меры, которые планируется воплотить в жизнь безотлагательно после опубликования решения Совета ЕС, безусловно, упрощают торговлю украинскими товарами со странами ЕС (отмена бюрократических процедур, снижение себестоимости украинских товаров без необходимости уплаты чрезмерной суммы импортных пошлин).
Неизменным остается необходимость прохождения процедуры соответствия качества украинских товаров европейским стандартам качества.
Юридическая Компания «Первая Юридическая» имеет в своем штате специалистов в области международного, налогового, таможенного и хозяйственного права, что дает нашим клиентам преимущество в получении комплексного пакета услуг при осуществлении внешнеэкономической деятельности по экспорту товаров за границу.

Опубликовано Рубрики Новости

Осуществление внешнеэкономической деятельности в условиях военного положения

Согласно Указу Президента Украины от 24 февраля 2022 года № 64/2022 «О введении военного положения в Украине», утвержденного Законом Украины от 24 февраля 2022 года № 2102-ІХ, начиная с 05 часов 30 минут 24 февраля 2022 года в Украине введено военное положение, дополнительно продлено сроком на 30 суток с 05 часов 30 минут 26 марта 2022 года согласно Указу Президента Украины №133/2022 «О продлении срока действия военного положения в Украине».

      Обычно первое представление субъектов хозяйствования после сообщения о введении военного положения ассоциируется со значительными ограничениями по осуществлению хозяйственной деятельности на соответствующей территории.

Следует ли еще добавить, что ведение внешнеэкономической деятельности в условиях войны упомянутыми субъектами хозяйствования вообще кажется довольно невозможной задачей, чем оно есть на самом деле.

Юридическая Компания «Первая Юридическая» уверяет – осуществление бизнесом внешнеэкономической деятельности по импорту и/или экспорту товаров в условиях введенного на территории Украины военного положения возможно. Более того, следует обратить внимание на упрощение многих процедур и отмену ряда правил оформления товаров через таможенную границу Украины, о чем отмечаем следующее.

    24 марта 2002 года Верховная Рада Украины приняла чрезвычайно важный для субъектов внешнеэкономической деятельности Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об усовершенствовании законодательства на период военного положения», который вступил в силу 05 апреля 2022 ((далее по тексту – Закон).

Законом предлагается внести изменения в раздел XXII Таможенного Кодекса Украины «Заключительные и переходные положения», в частности, дополнив пунктом 9-11 следующего содержания: «Установить, что временно, на период с момента вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и других законодательных актов Украины по совершенствованию законодательства на период действия военного положения», но не ранее 1 апреля 2022 года и до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, пропуск и таможенное оформление ввозимых (пересылаемых) товаров на таможенную территорию Украины для свободного обращения осуществляется с учетом таких особенностей, в частности, освобождаются от налогообложения ввозной пошлиной:

товары, ввозимые (пересылаемые) на таможенную территорию Украины предприятиями для свободного обращения, кроме спирта этилового и других спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, пива (кроме кваса «живого» брожения), табачных изделий, табака, промышленных заменителей табака, используемых жидкостей в электронных сигаретах;

автомобили легковые, кузова к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы, транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек и более, транспортные средства для перевозки грузов, ввозимых гражданами на таможенную территорию Украины для свободного обращения.

Напомним, что согласно ст. 277 Таможенного Кодекса Украины объектами налогообложения пошлиной являются:

1) товары, таможенная стоимость которых превышает эквивалент 150 евро, ввозимые на таможенную территорию Украины или вывозимые за пределы таможенной территории Украины предприятиями;

2) товары, ввозимые (пересылаемые) на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих обложению таможенными платежами в соответствии с разделом XII настоящего Кодекса, а также разделов V и VI Налогового кодекса Украины;

3) товары, транспортные средства, реализуемые в соответствии со статьей 243 настоящего Кодекса.

Кроме того, Законом также предлагается внести изменения в п.п. 69.23., 69.24 Налогового Кодекса Украины и временно, с 1 апреля 2022 года на период действия военного положения на территории Украины, освободить от налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по ввозу товаров на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта субъектами хозяйствования, зарегистрированными плательщиками единого налога первой, второй и третьей группы, кроме физических и юридических лиц, избравших ставку единого налога, определенную подпунктом 1 пункта 293.3 статьи 293 настоящего Кодекса, а также освободить от налогообложения налогом на добавленную стоимость, акцизным налогом операции по ввозу физическими лицами на таможенную территорию Украины автомобилей легковых, кузовов к ним, прицепов и полуприцепов, мотоциклов, транспортных средств, предназначенных для перевозки 10 человек и более, транспортных средств для перевозки грузов в таможенном режиме импорта.

Обращаем внимание, что согласно таможенному законодательству Украины с целью ввоза иностранных товаров на территорию Украины для их дальнейшего свободного обращения применяется таможенный режим импорта (импорт), согласно которому иностранные товары после уплаты всех таможенных платежей, установленных законами Украины на импорт этих товаров, и выполнение всех необходимых таможенных формальностей выпускается для свободного обращения на таможенной территории Украины (ст. 74 Таможенного Кодекса Украины).

  Вышеупомянутыми таможенными платежами являются следующие:

— пошлина (ввозная пошлина);

— акцизный налог;

— налог на добавленную стоимость.

Следовательно, ввоз товаров на таможенную территорию Украины в обязательном порядке сопровождается уплатой таможенной пошлины, которая исходя из новелл Закона, временно не будет подлежать уплате субъектом внешнеэкономической деятельности, в зависимости от объекта налогообложения. Субъект хозяйствования также может быть освобожден от уплаты налога на добавленную стоимость, если такой субъект, до начала введения военного положения был плательщиком единого налога по ставке 5%, или такой налогоплательщик перешел на систему налогообложения по упрощенной процедуре в условиях военного состояния подав заявление соответствующего содержания о предоставлении возможности уплаты единого налога по ставке 2%.

Вышеуказанные «льготные» условия по импорту товаров на территорию Украины в части освобождения импортированных товаров от уплаты таможенных платежей, упрощение процедуры декларирования таких товаров не распространяются на товары, имеющие происхождение из страны, признанной государством-оккупантом по закону и/или признанному государством- агрессором в отношении Украины согласно законодательству, либо ввозимых с территории государства-оккупанта (агрессора) и/или с оккупированной территории Украины, определенной таковой по закону.

  Таким образом, импортеры уже временно освобождены от немалой налоговой нагрузки, связанной с перемещением товаров на таможенную территорию Украины и их реализацией в Украине.

Что касается процедуры таможенного оформления товаров, то Закон ввел изменения в Таможенный Кодекс Украины в части завершения таможенного оформления товаров в кратчайший возможный срок, но не более одного рабочего часа с момента предъявления таможенному органу товаров, транспортных средств коммерческого назначения, подлежащих таможенному оформлению (если согласно настоящему Кодексу товары, транспортные средства коммерческого назначения подлежат предъявлению), представление таможенной декларации или документа, который в соответствии с законодательством ее заменяет.

Кроме того, Закон предоставляет возможность зарегистрированным плательщикам единого налога первой, второй и третьей группы, кроме предприятий, избравших ставку единого налога, определенную подпунктом 1 пункта 293.3. статьи 293 Налогового кодекса Украины (3% дохода с уплатой НДС), ввоз товаров на таможенную территорию Украины путем подачи предварительной таможенной декларации, содержащей всю необходимую информацию для выпуска товаров, в срок не более четырех рабочих часов с момента пропуска этих товаров через таможенную границу Украина. Указанная новелла Закона будет значительно упрощать процедуру таможенного оформления товаров, в случае их ввоза вышеуказанными плательщиками налога.

Следовательно, вышеуказанные изменения, по нашему мнению, значительным образом упрощают ведение хозяйственной деятельности налогоплательщиком, являющимся субъектом внешнеэкономической деятельности по поставке товаров на территорию Украины с целью начала их реализации (или продления их реализации), в том числе предоставляя возможность такому субъекту увеличить собственную прибыль.

  Вопросы, связанные с имплементацией изменений, введенных высшими органами государственной власти Украины во время военного положения с целью обеспечения продолжения осуществления (или начала осуществления) хозяйственной деятельности, в том числе с целью улучшения состояния экономики Украины, а также все другие актуальные вопросы о порядке ведения внешнеэкономической деятельности по импорту и/или экспорту товаров могут быть безотлагательно разъяснены специалистами Юридической Компании «Первая Юридическая».

Отметим, что наша Юридическая Компания основана в 2008 году, а наши специалисты обладают значительным опытом сопровождения осуществления субъектом внешнеэкономической деятельности (резидентом или нерезидентом Украины) с юридической точки зрения, равно как с точки зрения ведения налоговой отчетности таким субъектом, уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет Украины, порядок оформления персонала и т.д.

    Кроме того, специалисты Юридической компании «первая Юридическая» владеют многочисленными инструментами для проведения анализа надежности будущего бизнес-партнера, которым может быть как резидент, так и нерезидент Украины. Так, наши специалисты предоставляют развернутое юридическое заключение о правовом положении такого контрагента (является ли он участником судебного спора/ открыто ли исполнительное производство в отношении него/или возбуждены уголовные производства против его руководителя и т.п.).

Также, в случае возникновения между субъектами внешнеэкономической деятельности спора любого характера, основанного на заключенном между ними контракте специалисты нашей Юридической Компании компетентны защитить интересы клиента в соответствующем суде (арбитраже). Ведь юридическая компания «Первая Юридическая» имеет многолетний опыт представительства интересов клиента (резидента или нерезидента Украины) в украинских судах, а также в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Украины.

Обратившись в Юридическую Компанию «Первая Юридическая» предприятие, независимо от формы осуществления хозяйственной деятельности, и/или резиденства, или лицо, планирующее в дальнейшем зарегистрироваться субъектом хозяйствования, получит неотложную юридическую помощь и/или сопровождение осуществления хозяйственной деятельности с точки зрения порядка ведения первичной документации, ведения налоговой отчетности, оформления персонала и т.п. в зависимости от запроса клиента.

Опубликовано Рубрики Новости

Ограничения на пополнение кошельков на криптовалютных биржах

Указанные изменения были приняты Постановлением Правления Национального банка № 78 от 20.04.2022 г.

У физических лиц больше нет возможности совершать «квазикеш/quasy cash» операции с платежных карт украинских банков, открытых в национальной валюте. Напомним, что к таким операциям относятся покупка криптовалют, пополнение брокерских или форекс-счетов, пополнение электронных кошельков, покупка подарочных сертификатов, переводы в пользу букмекерских компаний, оплата дорожных чеков.

При этом у физических лиц остается возможность покупать криптовалюту со счетов, открытых в иностранной валюте. Месячный лимит на такие сделки составляет до 100 000 гривен в эквиваленте.

            Относительно P2P-переводов в национальной валюте лимит на их осуществление также составляет до 100 000 гривен в месяц.

Одними из наиболее используемых криптовалютных бирж в Украине считаются Binance, Huobi, Kuna, KuCoin. На многочисленные жалобы пользователей именно этих бирж можно чаще всего попасть в просторах сети Интернет.

При этом Национальный банк Украины отмечает, что ограничения не повлияют на возможность украинцев рассчитываться с помощью платежных карт за товары и услуги за рубежом.

Опубликовано Рубрики Новости

Бухгалтерия и финансы в условиях войны

Украина в состоянии войны. Указом Президента Украины от 24.02.2022 № 64/2022 в Украине введено военное положение и по сей день действует военная агрессия Российской Федерации против Украины.

Война Российской Федерации против Украины изменила жизнь всех украинцев, повлияла на все сферы нашей жизни, заставила приспосабливаться к новой реальности, жить и работать по новым правилам и законам. Но, несмотря на все трудности, с которыми сталкивается украинский народ, каждый из нас продолжает делать полезные дела для других людей и помогать друг другу в это сложное время.

  Предприятия осуществляют свою деятельность в пределах своих возможностей и перед руководителями и владельцами бизнеса возникает множество вопросов, как правильно действовать в той или иной ситуации. Как правильно организовать рабочий процесс, как эффективнее использовать человеческие ресурсы, как оформить трудовые отношения и создать безопасные условия труда в зоне боевых действий, как отразить ущерб от потери имущества, как выплачивать зарплату, налагаются ли штрафы за нарушение законодательства во время военного положения? Много вопросов и необходимо получить быстрый и правильный ответ на них.

Со своей стороны мы можем предложить Вам помощь в следующих вопросах:

  • Разовые консультации по бухгалтерским вопросам;
  • Подготовка налоговых деклараций;
  • Помощь в начислении и выплате заработной платы и других начислений работникам, предусмотренных законодательством в условиях работы предприятия;
  • Разработаем алгоритм действий по регистрации налоговых накладных и в случае когда необходима регистрация расчета корректировки;
  • Помощь и подготовка документов для оформления простоя предприятия.

Вышеперечисленные пункты не исключительны и ООО «Первая Юридическая» продолжает работать, мы стараемся быть максимально полезными в условиях военного положения. Все изменилось за этот короткий промежуток времени, приняты новые законы, регулирующие деятельность предприятий, изменились условия труда многих украинцев и наши специалисты отслеживают изменения законодательства, изучают их и используют на практике, оказывают помощь руководителям, бухгалтерам и простым гражданам Украины, которые обращаются к нам за консультациями и помощью.

Изменения в законодательстве коснулись всех сфер деятельности: в трудовом законодательстве, непосредственно влияющих на взаимоотношения работодателя и работника и соответственно на систему оплаты труда во время военного положения, изменения в торговле, изменения в ВЭД-деятельности, изменения в банковской деятельности и финучреждениях, расчеты с валютой, в сфере образования и здравоохранения и многих других областях жизни. Перед бухгалтерами стоит задача изучить все нововведения и применить их в деятельности предприятия, а ООО «Первая Юридическая» готово стать проводником на этом тернистом пути.